Дайджест рыбной отрасли

 Каталог организаций

 Справочник рыбовода
 Справочник типов судов

 Контакты
Регистрация
Восстановить пароль
Главная >  ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 07.09.2007 - Стенографический отчет. Карта сайта    В избранное    Контакты
ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ
Подписка на обновления
Пресс-релизы
События и мероприятия
Личный кабинет
Регистрация
СПРАВОЧНИК РЫБ
Справочник судов
Справочник рыбовода
Контакты


кухня рыбака

Рыбные рулетики с сыром
Очищенные овощи нарезать дольками и тушить до полуготовности. Разделанное на куски рыбное филе посыпать солью, перцем, мелко нарезанным луком, свернуть рулетиками и заколоть деревянными шпильками. Положить рулетики на полуготовые овощи, полить льезоном (смесь яйца с молоком), сверху разложить кусочки масла, поставить в духовку и тушить в закрытой посуде 30 минут. Подавать блюдо без гарнира. Посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки.
Подробнее »
Все рецепты »

Популярная ихтиология

Fishportal: Популярная ихтиология
Как и деградировали динозавры.
В раздел ВИДЕО »

07.09.2007 - Стенографический отчет.

Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета по вопросу эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России, состоявшийся 31 августа 2007 года.

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам эффективного управления рыбохозяйственным комплексом России. Отмечу, что к этим вопросам мы за последние несколько лет обращались не один раз. Именно здесь, в Астрахани, состоялось одно из первых региональных совещаний по этому вопросу. А совсем недавно в рамках нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса» подробно анализировалась ситуация с аквакультурой.

В Послании этого года поставлены новые задачи, связанные с развитием всей рыбной отрасли и получением здесь максимальной выгоды. Это приоритетная поддержка переработчиков рыбы внутри страны и пресечение незаконной ловли и контрабанды. Это сбережение водных биологических ресурсов и их развитие в интересах будущих поколений.

Между тем изменения в отрасли пока идут медленно. А ее конкурентоспособность абсолютно не соответствует богатейшему потенциалу отечественных рыбных ресурсов. Кардинальных позитивных перемен как в добыче, так и в переработке рыбы не произошло. Мы по-прежнему продаем сырье, причем достаточно дешево, и потом переплачиваем, покупая импортную морепродукцию. А на нее, мы с вами это хорошо знаем, есть высокий спрос у наших российских потребителей, и возможности у российских потребителей выросли и продолжают расти в последнее время.

Считаю, что надо еще раз тщательно и подробно проанализировать причины сложившегося положения дел, но главное – наметить действенные меры по скорейшему изменению ситуации. Рабочая группа Госсовета подготовила предложения, которые нам предстоит обсудить. Предлагаю прежде всего остановиться на главных системообразующих вопросах. Первое – это порядок определения объема уловов и их квотирования. Сейчас такие объемы законодательно установлены для всех 250 добываемых водных биоресурсов. Однако действительно высокий уровень освоения имеют не более 50 объектов рыболовства. Причем только официальный недолов сегодня составляет около полутора миллионов тонн. Ситуацию серьезно осложняет несовершенство механизма закрепления доли на вылов рыбы за приморскими регионами. А вы знаете, что их экономика традиционно опирается на рыбную промышленность. Некоторые населенные пункты исключительно занимаются только этим видом производства, и, соответственно, люди зависят от него. Существующая сейчас процедура ограничивает возможности оперативного регулирования промысла, этим самым порождает незаконный вылов и коррупцию. В итоге экономика страны теряет и сырьевую базу, и налоговые платежи.

Одним из самых проблемных вопросов остается рыбный промысел в экономической зоне России за пределами 12-мильной таможенной зоны. Зачем нам такая экономическая зона? Мы объявили, что это наша экономическая зона. Она вообще наша или чья? Она для кого создана? Мы не имеем там никаких механизмов учета и контроля за объемами вылова и экспорта рыбных ресурсов. Сам экспорт не проходит таможенного оформления. Мы не имеем и международных соглашений с большинством стран, потребляющих данную продукцию. Отсутствуют правовые механизмы космического мониторинга за передвижением судов и в сфере информационного обмена. В целом промысел в российской морской экономической зоне является источником крупнейших нелегальных финансовых потоков. И от Правительства требуется незамедлительное принятие необходимых мер по наведению порядка.

Отмечу также, что борьба с браконьерством ведется у нас преимущественно силовыми методами. Эти усилия, безусловно, надо наращивать. Но бороться с преступностью надо одновременно, создавая такие экономические условия, которые стимулировали бы легальный промысел и переработку биоресурсов внутри нашей страны.

Сдерживает развитие рыбохозяйственного комплекса и неудовлетворительное состояние рыбного флота и соответствующих портов. Причем пополнение рыбного флота продолжает идти за счет устаревших иностранных судов, устаревших и физически и морально. И, наконец, по-прежнему не созданы экономические стимулы для эффективного обслуживания рыбодобывающих судов в наших российских портах. В результате рыба продолжает ввозиться на рынки других стран.

Все сказанное – это наглядная картина, сложившаяся в нашем рыбном хозяйстве в сырьевой тенденции, и развернуть ее в другую сторону можно лишь при серьезной модернизации рыбных портов, а также за счет активного строительства судов на отечественных верфях. Чтобы решить эти проблемы, потребуется не только поддержка государства, но и широкое привлечение частных инвестиций. Хотел бы сегодня подробно обсудить механизмы их стимулирования, включая возможные формы частно-государственного партнерства. Рассчитываю очень на заинтересованный разговор в этой части.

Без преувеличения определяющее значение для отрасли имеет сегодня развитие аквакультуры. Известно, что в последнее десятилетие годовой объем мирового вылова биоресурсов четко стабилизировался на уровне примерно 95 миллионов тонн, и большинство экспертов считает, что будущее за искусственным воспроизводством рыб, других водных животных и растений. Отмечу также, что в целом ряде стран рост производства в этой сфере уже сейчас составляет семь–десять процентов в год. Вот только что мы были на одном предприятий – «Биос». Вот там тоже специалисты говорили как раз об этом. Аквакультуре у нас уделяется ничтожное внимание, сейчас она развивается медленно, не соответствуя современным требованиям. Нам нужно не просто наверстывать упущенное, а внедрять самые современные способы разведения и передовые технологии. И в первую очередь следует укрепить законодательную базу. Отсутствие законодательства об аквакультуре, других нормативных актов серьезно тормозит активность бизнеса и привлечение в эту сферу инвестиций, препятствует внедрению новых форм хозяйствования. Просил бы присутствующих остановиться на этом вопросе отдельно. Тот же руководитель предприятия «Биос», где мы были, обращал на это внимание. Лежит проект закона в Государственной Думе уже несколько лет. Почему-то Правительство не продвигает этого. Нет заинтересованности?

Я затронул лишь самые принципиальные задачи, от которых зависит подъем рыбохозяйственного комплекса страны. Рассчитываю, что при обсуждении мы уделим внимание и другим проблемам, в том числе состоянию научно-технического и кадрового потенциала отрасли.

Передаю слово Алексею Васильевичу Гордееву – Министру сельского хозяйства.

А.ГОРДЕЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены президиума Госсовета! Участники заседания!

Рыбохозяйственный комплекс всегда имел важное значение для продовольственного обеспечения нашей страны. Наивысшие объемы улова были достигнуты в середине 80-х годов прошлого века, тогда они достигали в РСФСР, это именно цифра по России, около 8 млн тонн, а потребление рыбопродукции на душу населения составляло 22 килограмма, что примерно соответствовало научно обоснованным нормам.

Нынешняя ситуация в рыбохозяйственном комплексе членам Госсовета в целом известна. Рабочей группой был подготовлен хороший, подробный материал, поэтому остановлюсь в докладе на главных выводах и предложениях. Я бы обратил внимание участников заседания, что доклад сопровождается вот этими слайдами, чтобы легче воспринимать цифры, прошу обратить на это внимание.

За последние 15 лет вылов водных биоресурсов сократился в 2,5 раза, что связано с резким сокращением экспедиционного промысла, значительно снизилось и потребление рыбной продукции населением страны. Однако в последние три года в отрасли наметились уже положительные сдвиги. Общий вылов (это третий слайд) биоресурсов в 2006 году вырос на 2,5 процента и составил 3300 тысяч тонн, а выпуск товарной пищевой продукции, включая консервы, увеличился примерно на 1,5 процента. Позитивная динамика сохраняется и в нынешнем году. Россия продолжает играть заметную роль в международной торговле рыбными товарами. Россия сегодня занимает шестое–седьмое место среди стран, добывающих и перерабатывающих рыбную продукцию. Экспорт рыбопродукции в 2006 году составил 1300 тысяч тонн, в том числе, Владимир Владимирович, Вы эту проблему подчеркнули, только 300 тысяч тонн в виде экспортных поставок с таможенным оформлением.

Объем импорта оценивается в 900 тысяч тонн. Увеличились налоговые поступления в бюджет и уплата сборов за пользование биоресурсами. Общие поступления в бюджет в прошлом году составили 21600 млн рублей.

В последние годы вырос и объем потребления рыбы и морепродуктов на душу населения. Он достиг 17 килограммов в год, хотя это далеко от рекомендуемой Институтом питания нормы – 23,7 килограмма.

К числу главных факторов, повлиявших на позитивное развитие отрасли в последние годы, отнес бы принятие Закона «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ряда правительственных и ведомственных нормативных актов, которые позволяют рыбакам своевременно без срывов выходить в море на промысел. Это происходит, к сожалению, только последние три года.

Важную роль также сыграло долгосрочное закрепление квот за пользователями на вылов ресурсов, что исключило влияние чиновников на распределение квот и позволило компаниям планировать свою деятельность на перспективу.

Вместе с тем резервы развития рыбохозяйственного комплекса имеются, и немалые. Потенциальные возможности сырьевой базы исключительной экономической зоны, в конвенционных районах Мирового океана, доступных для наших компаний, а также внутренних водоемов страны оцениваются в объеме более 5 млн тонн, то есть в 1,5 раза больше, чем мы добываем сегодня.

При этом надо признать, что действующая система государственного управления рыбохозяйственным комплексом не является эффективной и оптимальной, о чем сказал Президент Российской Федерации.

Проанализировав ситуацию в отрасли, рабочая группа предлагает президиуму Госсовета рассмотреть комплексную систему мер, направленную на развитие рыболовства и переработку биоресурсов. Определяя цели государственного управления рыбохозяйственным комплексом, необходимо отметить, что есть две главных взаимосвязанных составляющих: природная и экономическая.

На наш взгляд, главными целями являются: сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания, долгосрочное и эффективное освоение водных биоресурсов во всех доступных районах промысла для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в качественной продукции и получения максимальной выгоды от ее реализации на экспорт и, конечно, устойчивое социально-экономическое развитие приморских регионов Российской Федерации.

Выделил бы три важнейших целевых показателя.

Долгосрочное и устойчивое сохранение доступной сырьевой базы – это стабильный объем общих допустимых уловов. Обеспечение возрастающих потребностей экономики и населения страны продуктами переработки – здесь объем выпускаемой отечественной продукции, ее душевое потребление. И третье – повышение экономической эффективности рыбохозяйственного комплекса путем увеличения степени переработки ресурсов, в том числе реализуемых на экспорт. Рентабельность производства, создание дополнительных рабочих мест, поступление налогов в местные и региональные бюджеты могут являться целевыми конкретными показателями.

Накопившиеся масштабные проблемы в отрасли требуют определения приоритетных задач государственного управления. К их числу мы относим семь таких задач.

Комплексное изучение водных биоресурсов, установление правил доступа российских пользователей к изъятию биоресурсов, формирование и осуществление международной политики в области рыболовства, воспроизводство водных биологических ресурсов, учет использования ресурсов, охрана ресурсов, контроль и надзор в области рыболовства и последнее – это развитие аквакультуры.

Остановлюсь подробнее на самых важных. Говоря о первой задаче, следует отметить, что комплексное изучение биологических ресурсов с целью достоверной оценки их запасов является исключительной компетенцией государства. В настоящее время ресурсные исследования осуществляются рыбохозяйственными НИИ не во всех районах и не в полном объеме. Вот на слайде 7 это хорошо видно. Районные исследования сократились примерно в 10 раз по сравнению с советскими плановыми годами. В большинстве внутренних водоемов прогноз вылова основывается на экспертных оценках.

Существующая организационно-правовая форма научных организаций, а это федеральные государственные унитарные предприятия, их недостаточное материально-техническое обеспечение, морально и физически устаревший научно-исследовательский флот, а также финансирование – я бы обратил на это особое внимание – исследований за счет так называемых научных квот предопределили приоритет коммерческих интересов этих организаций в ущерб достижениям научного результата в интересах государства.

Принимая во внимание, что ресурсы находятся в федеральной собственности, организация и проведение исследований, а также формирование и поддержание исторических баз данных должны, на наш взгляд, осуществляться государственными некоммерческими организациями, то есть научными учреждениями и, соответственно, финансироваться из федерального бюджета в полном объеме.

Вторая задача – установление правил доступа российских пользователей к изъятию биоресурсов. И здесь у нас наибольшее число предложений.

В соответствии с действующим законодательством определение и утверждение объема ОДУ и их последующее квотирование для всех объектов промысла осуществляется на федеральном уровне. Данная система показала свою эффективность в отношении отдельных видов биоресурсов, пользующихся у промышленности повышенным спросом. Вместе с тем такой универсальный подход сдерживает освоение промыслового потенциала тихоокеанских лососей, а также низкорентабельных объектов промысла и объектов неизбежного прилова.

Сегодня запасы отдельных видов биоресурсов, таких как сайра, сайка, кальмары и ряд других, в исключительной экономической зоне России существенно недоосваиваются. Всего таких видов, где идет недоосвоение, порядка 200. Нормально осваивается всего 25–30 видов ресурсов.

С учетом данного факта, а также анализа существующей мировой практики представляется целесообразным сократить перечень видов биоресурсов, для которых необходимо устанавливать ОДУ, а также перейти на оперативное регулирование промысла тихоокеанских лососей.

Ярким примером необходимости оперативного регулирования промысла лососей является путина текущего года. Накануне землетрясения на юге Сахалина горбуша изменила традиционные пути миграции и появилась в тех районах, где промысел не осуществлялся около 30 лет. Законодательно установленный порядок утверждения ОДУ по каждому району промысла исключает возможность принятия оперативных решений по эффективному использованию сырьевой базы. Минсельхоз, Росрыболовство и Росприроднадзор в пожарном порядке с трудом урегулировали эту проблему в текущем году.

В отношении объектов промысла, для которых будет устанавливаться ОДУ, целесообразно сохранить законодательно установленный принцип долевого распределения квот между пользователями на долгосрочной основе, например, на 15 лет. Это позволит стимулировать укрупнение компаний, обновление флота и развитие береговой переработки. Для справки, Владимир Владимирович, сегодня на одну компанию приходится всего лишь два судна в среднем, то есть вот масштаб российских компаний.

Следует отметить, что в настоящее время добывающий флот находится в критическом состоянии. Его физический износ составляет около 80 процентов, да и морально большинство судов устарели. Считаем необходимым до конца текущего года принять федеральную целевую программу о поддержке строительства гражданского флота на отечественных судоверфях, в которой предусмотреть специальный раздел по строительству рыбопромысловых судов, в том числе с использованием лизинговых схем.

Для биоресурсов, по которым ОДУ устанавливаться не будет, предлагается законодательно закрепить систему заявительного доступа к ним российских пользователей и использовать другие меры регулирования, определения сроков промысла, количества судов, установления норм вылова и так далее, которые можно установить правилами рыболовства.

С целью сбалансированности биоресурсов и мощностей добывающих судов – вот здесь у нас явный дисбаланс – предлагается в дальнейшем закреплять квоты за пользователями с последующим распределением между рыболовными судами, которые в обязательном порядке должны находиться в собственности пользователя.

Представляется целесообразным законодательно закрепить, что промысел может осуществляться только судами, находящимися в собственности российских юридических лиц, и это указано в Послании Президента. Это позволит исключить риск утраты Россией биоресурсного суверенитета.

Важной мерой сохранения и учета ресурсов будет являться введение законодательной нормы, устанавливающей обязательную доставку уловов на территорию Российской Федерации. Этот тезис поддерживает абсолютное большинство губернаторов России.

Принятие данной меры должно сопровождаться экономическим стимулированием пользователей, например, снижением в этом случае ставок сбора за пользование биоресурсами и упрощением процедуры контрольно-надзорных функций при оформлении судов в российских портах.

Необходимо также решить вопрос об освобождении от таможенных пошлин и налогов российских рыбопромысловых судов, временно вывезенных для ремонта, технической модернизации и переоборудования за рубеж. Может быть, сделать для таких судов разовую таможенную и налоговую амнистию. Я думаю, губернатор, Юрий Алексеевич Евдокимов, эту тему может более подробно рассказать.

Что касается распределения квот прибрежного рыболовства, с учетом особенностей каждого конкретного региона данная функция должна быть передана субъектам Российской Федерации, включая и полномочия по проведению конкурса по распределению рыбопромысловых участков, и заключением договоров на эти участки. На наш взгляд, передача этих функций в регионы позволит полностью загрузить производственные мощности и успешнее решать социально-экономические проблемы населения в прибрежных поселках. Также предлагается изменить нормативы распределения доходов федерального бюджета по сбору за пользование объектами биологических ресурсов в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации.

Третья задача. В условиях усиления роли международных организаций в управлении биоресурсами Мирового океана формирование и осуществление международной политики в области рыболовства является важнейшей задачей государства.

К сожалению, за годы реформ районы промысла российских рыбаков за пределами исключительной экономической зоны России сократились в несколько раз, и это тоже можно посмотреть на 12-м слайде.

Считаем целесообразным сохранить и расширить ресурсные исследования в открытых районах Мирового океана и районах промысла, регулируемых международными договорами, а также активизировать участие России в действующих и создаваемых международных рыболовных организациях. Особое значение имеет обеспечение неукоснительного соблюдения Россией положений международных соглашений в области сохранения биоресурсов и пресечения незаконного промысла. Конвенциями по рыболовству северо-восточной Атлантики и северо-западной Атлантики, участниками которых является Россия, сегодня предприняты, обращаю внимание, беспрецедентные меры по борьбе с незаконным промыслом. Странами – участницами Конвенции принята международная схема портового контроля законности происхождения выгружаемой продукции, которая уже эффективно работает в Европе. Мы должны занять наступательную позицию в борьбе с незаконным промыслом при сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – Япония, Южная Корея, Китай, – которые сегодня являются основными импортерами рыбопродукции российского происхождения.

Предлагаем провести переговоры с этими странами по созданию единой международной информационной базы учета происхождения и оборота этой продукции и заключить соответствующие соглашения. Как я уже сказал, со странами Евросоюза эта задача с текущего года уже решена.

Четвертая задача: развитие рыболовства и других видов хозяйственной деятельности человека снижает потенциал естественного воспроизводства биоресурсов. В связи с этим особое значение имеют восстановление и сохранение оптимальных условий естественного воспроизводства и развитие искусственного воспроизводства.

Данные об объемах искусственного воспроизводства рыбы представлены на слайде 14 в сравнении с 90-ми годами. К сожалению, сегодня эта работа осуществляется инерционно, в соответствии с принципами, заложенными еще в советское время.

Предлагаем определить долгосрочную стратегию развития воспроизводства ресурсов, определить степень участия государства, проработать механизмы привлечения в эту сферу частного бизнеса. Например, было бы эффективно передать лососевые реки и рыбоводные заводы Дальнего Востока в концессию пользователям на долгосрочной основе.

Пятая задача: для осуществления эффективного государственного управления отраслью необходимо иметь систему достоверного документированного учета. Сегодня, надо признать, и Президент сказал об этом, что у нас никакого сквозного и комплексного учета нет. Речь идет о системе оперативного ежедневного учета вылова по районам и объектам промысла от каждого судна и каждого пользователя с использованием информационных технологий контроля географического положения судов и созданием единой государственной системы сбора, учета и анализа информации о вылове, производстве, транспортировке и реализации рыбопродукции, включая информацию о работе контрольно-надзорных органов. (На 16-м слайде можно увидеть, какой предлагается макет.)

Эти работы нами уже ведутся. Создан макет системы, обеспечивающей формирование и сбор документированной информации с использованием российской навигационной системы ГЛОНАСС и электронной цифровой подписи. В настоящее время завершается испытание макета. При этом важно законодательно установить ответственность пользователей биоресурсами за фальсификацию представляемой информации, вплоть до лишения прав на рыболовство.

Шестая задача: достижение стратегической цели государственного управления рыбохозяйственным комплексом невозможно без эффективного функционирования системы охраны водных ресурсов, а также контроля и надзора в области рыболовства.

Приведу положительный пример в этом деле при всех имеющихся недостатках. Так, благодаря поручению Президента Российской Федерации в апреле этого года были наконец-то внесены поправки в законы о животном мире и рыболовстве, которые установили необходимость уничтожения незаконно добытых осетровых и лососевых рыб, крабов и продукции из них. С 1 июня порядок уничтожения утвержден постановлением Правительства, уже наметились первые результаты. За два месяца было изъято из нелегального оборота около 2 тонн черной икры, в результате черная икра практически исчезла из незаконной, подчеркиваю, продажи на рынках Москвы.

Думаю, Владимир Владимирович, можно здесь пойти и дальше. Все-таки ввести монополию на экспорт черной икры и принять норму запрета продажи черной икры на рынках Москвы и в других точках розничной торговли, которые не являются цивилизованными и не имеют соответствующих условий для хранения и учета.

Масштабы незаконного промысла и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж предопределяют необходимость совершенствования системы охраны и консолидации усилий соответствующих органов федеральной исполнительной власти. Предлагается обеспечить четкое распределение функций охраны ресурсов, контроль и надзор в этой области между соответствующими органами исполнительной власти и жестко регламентировать взаимодействие между ними. Предусмотреть постоянное присутствие инспекторских судов в районах промысла и регулярно проводить совместные мероприятия по проверкам рыбопромысловых судов.

И седьмая, последняя задача (но не по своему значению) – это развитие аквакультуры. Уже прозвучали данные, что в последние десятилетия мировая добыча рыбы и других гидробионтов стабилизировалась на уровне 95 млн тонн и, по прогнозам ФАО, имеет тенденцию к снижению. В то же время доля рыбопродукции, выращиваемой в аквакультуре, или так называемое товарное рыбоводство, ежегодно увеличивается и составляет на сегодня уже 55 млн тонн. Современное состояние аквакультуры в Российской Федерации не соответствует потенциальным природным возможностям, и объемы товарного выращивания рыбы и морепродуктов составили в текущем году всего лишь 110 тысяч тонн. Я напомню, что Россия по водному фонду занимает второе место в мире.

В 2007 году аквакультура включена в приоритетный национальный проект «Развитие АПК». За счет субсидирования кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию предприятий аквакультуры, закупки племенного материала и рыбоводной техники в текущем году уже привлечено 1200 млн рублей частных инвестиций. И мы прогнозируем, что будет обеспечен рост на 5 процентов. Данное направление государственной поддержки необходимо сохранить и развивать, что, по нашим расчетам, позволит к 2012 году вдвое увеличить производство товарной рыбы.

Предлагаем также принять закон об аквакультуре, в котором законодательно решить вопросы долгосрочного закрепления водоемов за пользователями, установления прав собственности на выращенные биоресурсы, стандартизации продукции, полученной в результате работы в аквакультуре.

В заключение я хотел бы отметить, что реализация высказанных в докладе предложений позволит создать эффективную систему государственного управления отраслью как на федеральном, так и на региональном уровне. Будут решены задачи по удовлетворению потребностей внутреннего рынка в качественной рыбопродукции. Дополнительный и мощный импульс к развитию получит рыбохозяйственный комплекс страны.

Благодарю за внимание.

В.ПУТИН: Спасибо.

Вот Вы про флот говорили, а разобрались, на каких условиях наш флот сдается в аренду и сдавался в аренду?

А.ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, можно руководитель агентства на этот вопрос ответит? Это больше их компетенция.

В.ПУТИН: Он знает, уже успел там посмотреть?

А.КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, я руковожу три месяца, а работаю-то я в отрасли десять лет. Не наш флот в аренду сдается, это мы берем флот в аренду на условиях бербоут-чартера. Бербоут-чартер – это по-морскому, а по-русски – это аренда без экипажа. У нас 86 судов из 3200 находятся в бербоут-чартере. Мы, кстати сказать, если позволите выступить, будем предлагать бербоут-чартер и вообще иностранцев убирать из нашей зоны исключительно экономической и не исключительно экономической. Нечего им здесь делать, если своими словами говорить.

В.ПУТИН: И наши суда тоже в аренду сдаются.

А.КРАЙНИЙ: У нас не могут просто купить, не хватает ресурсов доступных. У компаний – нет, Алексей Васильевич об этом говорил. У нас в Советском Союзе были объединения крупнейшие, как, скажем, «Запрыба» в Калининградской области, 124 парохода. В результате приватизации из 10–12 компаний создалось 220. Ресурсов нет доступных, активов нет, кредиты брать не подо что, а флот – штука дорогая. Современный корабль стоит от 15 до 30 млн долларов. Вот и получается, что «донашиваем» то, что отцы построили.

В.ПУТИН: Считалось, что новый порядок распределения квот поможет предприятиям создать такие условия, при которых финансовые учреждения будут выдавать им долгосрочные кредиты, поскольку за ними будут закреплены квоты на длительный период времени. И, соответственно, для банков это как гарантия того, что они будут кредитоспособны.

А.КРАЙНИЙ: У нас сейчас квоты на пять лет закреплены, а в 2008 году заканчиваются, 31 декабря. Мы будем предлагать на более длительный срок, скажем, 10 лет, чтобы окупилось судно. Но вот эти процессы консолидации в отрасли только-только сейчас начинаются.

Ведь что такое квота? Это право на вылов, это рыба в воде, это фьючерс. И наши банки, к сожалению, очень неохотно идут. Единственный банк, с которым мы общались, который готов, и мы с ним готовим соглашение, – это Россельхозбанк, готов выделить 50 млрд рублей, в том числе и на постройку флота.

В.ПУТИН: То есть нельзя сказать, что эта мера сыграла ту роль, на которую мы рассчитывали, да?

А.КРАЙНИЙ: Вы знаете, пока нет. Дело в том, что у нас очень много компаний-рантье, так называемых «рыбаков на диване». Флота уже не осталось, квотами торгуют. И получается, что чем на более длительный период мы им квоты даем, тем лучше они себя чувствуют. И торгуют они квотами таким образом: условно говоря, 50 рублей показывают по соглашению о совместной деятельности, а 500 рублей – дают счет, куда переводить нам деньги.

В.ПУТИН: И они никакого флота туда и не заказывают.

А.КРАЙНИЙ: И они никакого флота, естественно, не заказывают. Понимаете, мы пока эту грядку не проредим, пока эту сурепку не повыдергаем, чем на более длительный период мы будем давать квоты, тем лучше им будет.

В.ПУТИН: Понятно. А Вы-то сейчас говорите, мы на 10 будем предлагать.

А.КРАЙНИЙ: А мы предлагаем сначала квоты изъять у компаний-рантье.

А.ГОРДЕЕВ: Тут то, что на 5 лет закрепили квоты, сыграло очень большую роль, но это был первый шаг, и, к сожалению, его недостаточно, о чем говорит Андрей Анатольевич. Мы не сделали так, что компания должна обязательно иметь не просто судно, а иметь это судно в собственности. Дальше: надо, я в докладе говорил, не просто юрлицу давать квоту, а все-таки, как в ближайших странах, еще и квотировать судно, чтобы у нас мощности были сбалансированы с биоресурсами, потому что у нас сейчас происходит по дефицитным высокорентабельным биоресурсам – мощности превышают в 10 раз, в 15 раз. Они просто получают разрешение моря, явно нерентабельное, но выходят и потом работают почему-то прибыльно, понятно почему.

В.ПУТИН: Понятно, но в то же время получают квоты те, у кого никакого флота нет. А потом они перепродают эти квоты, и все. А те мужики, которые реально работают, ничего не имеют.

А.КРАЙНИЙ: Они квоты покупают у компаний-рантье.

В.ПУТИН: Ну так чего же вы даете? Почему вы даете?

А.КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, понимаете, какая штука…

А.ГОРДЕЕВ: Исторический принцип.

В.ПУТИН: Какой исторический принцип? Да что вы?

А.ГОРДЕЕВ: Когда мы закрепляли квоты, мы отдали квоты тем исторически, кто на аукционах покупал эти квоты.

В.ПУТИН: Алексей Васильевич, слушайте, если мы все время будем к истории обращаться, что это за принцип исторический? Если жулики были жуликами, мы ...

А.ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, не говорим, что это правильно.

В.ПУТИН: Значит, опираясь на этот исторический принцип, это жульничество будем сохранять вечно тогда.

А.ГОРДЕЕВ: К сожалению, либеральный подход такой был высказан.

А.КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, дело в том, что у нас, к сожалению, нет механизма изъятия квот. У нас до смешного все что угодно: смерть физического лица, банкротство юридического лица, а за браконьерство изъять квоты не можем. У компаний, у которых флота нет, изъять квоты не можем и поправку принять не можем.

В.ПУТИН: Вы знаете, у нас все то же самое было в период приватизации с объектами недвижимости. Что-то приватизировано на условиях того, что будет инвестировано или сохранится вид деятельности за тем или иным предприятием. В конечном итоге стало ясно, что это тоже путь такой скользкий, поскольку эти инвестусловия не соблюдались сплошь и рядом, забывались за взятки чиновниками, и все. В конечном итоге все-таки мы начали поправлять эту ситуацию за последние лет пять. Но почему в этой сфере нельзя сделать? И здесь надо делать то же самое.

А.ГОРДЕЕВ: Мы предлагаем, Владимир Владимирович, к этому надо было подойти в понимании того, что отрасль специфическая, нельзя общие меры либеральных подходов на нее распространять так, шаблоном.

В.ПУТИН: Хорошо. Давайте послушаем Александра Александровича. Пожалуйста, Александр Александрович Жилкин.

А.ЖИЛКИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены президиума Госсовета! Уважаемые коллеги!

Хочу поприветствовать вас, во-первых, на астраханской земле, которая хранит традиции российского рыболовства. В нашей области исторически сложился уникальный рыбохозяйственный комплекс. Его особенности определяются биологическим разнообразием водных биоресурсов Каспия, включая реликтовые осетровые и белорыбицу. На основе региональной научно-учебной школы у нас ведутся воспроизводство, сохранение, добыча, переработка рыбы и товарное рыбоводство.

Здесь традиционно находился центр управления рыбной отраслью Каспийского бассейна, в основе которого лежали представления о Каспии и Нижней Волге как целостной биологической системе. Думаю, что логика данного подхода должна быть адаптирована и к современным условиям, и теперь его основу должно составлять действительно частно-государственное партнерство, при котором функции и ответственность государственных органов федерального, регионального уровней и предпринимателя должны быть четко законодательно определены и разграничены. Но цель должна быть общей: это оптимальное использование и воспроизводство ресурсного потенциала.

Хочу подчеркнуть необходимость учета при этом специфических особенностей любого бассейна, в том числе нашего, который представляем.

Одной из основных задач является восполнение запасов ценнейших видов рыб. В Астраханском регионе накоплен богатый опыт по сохранению, разведению осетровых и частиковых видов рыб, создан мощный воспроизводственный комплекс. Из года в год наращиваются объемы воспроизводства: искусственное воспроизводство молоди только осетровых в прошлом году составило 53 млн штук, значительно превысив уровень последних лет. Показатели текущего года будут выше. Но наука считает, что необходимо довести объемы искусственного воспроизводства молоди, в частности осетровых, до 100 миллионов, белорыбицы – до 25 миллионов. И необходимо вернуть историческую славу Азовскому морю, где также были осетровые.

Сегодня в принципе наш комплекс готов заниматься воспроизводством и пополнением запасов и восстановлением осетрового стада и в Азове, что мы в принципе сегодня делаем, но, может быть, не в тех пока еще объемах.

Для этого необходимо со стороны и государства, и частного бизнеса продолжить формирование стада производителей, которое у нас имеется. Частный бизнес держит порядка 45 тысяч голов осетровых, самостоятельно это дело финансирует. Мы участвуем как государство только в том, что утверждаем порядок и программу воспроизводственных действий, потом оплачиваем ту икру и молодь – личинку, которую они производят.

Чтобы повысить степень выживаемости молоди и добиться увеличения промышленного возврата необходимо сегодня выйти на программу. И я хочу отметить, что эта программа готовится по выращиванию молоди повышенных навесок. Тогда, по крайней мере при сегодняшнем подходе и сложившейся уже практике, мы можем гарантировать восполнение осетровых в ближайшие 10 лет. И уже Россия будет иметь возможность добывать 10 тысяч тонн осетровых и, естественно, соответствующее количество икры, которая позволит вернуться, активно вернуться, на европейские рынки. Опыт частно-государственного партнерства существует, и мы готовы сегодня расширять работу в этом плане.

В докладе был затронут вопрос и в Вашем вступлении, Владимир Владимирович, – это браконьерство. Действительно, это серьезный бич, который подорвал биоресурсы за последние 15–17 лет. Но принятый закон о ликвидации и неразрешении реализации конфиската свою роль начинает играть. По крайней мере, мы имеем хорошо налаженные отношения со всеми контролирующими организациями, которые борются с браконьерством в регионе, и сегодня реально видны сдвиги в положительную сторону. И только, конечно, с двух сторон можно побороть полностью браконьерство – это как юридическая ответственность или уголовное наказание, ужесточение его, так и в том числе экономическая.

Я поддерживаю тезисы доклада, что необходимо принятие решения о запрете реализации осетровых пород рыб и икры на всех рынках, так называемых базарах, или в местах свободной торговли. Пожалуйста, пусть торгуют в магазинах, супермаркетах, берут под это даже, может быть, лицензию или разрешение, потому что это эксклюзивный, дорогостоящий товар и товар не повседневного спроса, что сразу как бы отобьет желание заниматься этим видом незаконного промысла, потому что реализовать его, сдавать его, продавать будет негде просто по определению.

Искусственное воспроизводство и борьба с браконьерством дают, конечно, и дадут соответствующий эффект, но по специфике нашего региона, мы неоднократно уже обсуждали, я бы хотел, чтобы тоже в решении президиума Госсовета было как-то отражено это, учитывать, что 50 лет назад вся Волга была перегорожена плотинами и гидроэлектростанциями. Сегодня естественный сток и прохождение паводка весеннего невозможно обеспечить, идет искусственный пропуск воды, и, безусловно, заиливание дельты налицо. Проводились достаточно крупномасштабные ежегодные работы по дноуглубительным работам каналов-рыбоходов, которые так и называются, и мелиоративным работам в самой авандельте, для того чтобы молодь там нагуливалась, молодь могла расти, чтобы она не уходила от берегов России. Сегодня эта работа ведется в незначительных объемах, достаточно слабо, я бы сказал, и поэтому активизация рыбы, особенно ценных пород рыб, наблюдается в других реках, в том числе в Урале, Казахстан достаточно эффективно несколько лет назад прокопал, и дноуглубительные работы ведутся размеренно, ежегодно, поэтому мы предложили бы тоже специфику нашего Каспия в этом плане учесть и такие работы проводить.

Ну и, в общем-то, я хотел бы также поддержать тезисы доклада по развитию аквакультуры. Сегодня мы ее рассматриваем не только как средство производства рыбной продукции для населения региона, но и ослабление промышленного пресса на естественные природные ресурсы.

И, в общем-то, здесь я роль государства вижу в направлении, близком к тому, которое занимает Министерство сельского хозяйства в животноводстве, то есть это селекционно-племенная работа и работа по созданию рыбопитомника, потому что если не будем мы качественный материал предлагать бизнесу для приобретения, то, конечно, у нас не будет навески, не будет экономического стимула заниматься прудовым рыболовством, если только там получить рыбу трехкилограммовую можно через четыре года. Поэтому вот в этом направлении мне казалось бы, что роль государства должна быть повышена, и значительно.

Ну и по идее, конечно, сегодня вертикаль власти в государстве достаточно эффективно выстроена и действует, и мы также считали бы, что, учитывая традиции, которые были в бассейнах в России, и бассейновое было управление, ряд полномочий и функций можно передать на уровень бассейнов или регионам, которые являются рыбными регионами. Естественно, которые будут действовать по федеральным стандартам или правилам, учрежденным федеральным центром. Спасибо.

В.ПУТИН: Спасибо большое.

Пожалуйста, Боос Георгий Валентинович.

Г.БООС: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники совещания!

Тема для нас крайне важная, учитывая, что в Калининградской области в этом году будет добыто под 300 тысяч тонн рыбы. Но при этом я бы разделил всю добычу на четыре основные составляющие.

Первая, о которой было сказано сегодня как о седьмой задаче, стоящей перед отраслью, это аквакультура, которая в мире довольно много уже приносит рыбы, у нас тем не менее в стране развита незначительно. Из цифр, которые Алексей Васильевич дал, всего мы порядка 100 тысяч тонн добываем аквакультуры. О ней было сказано, в том числе о необходимости регулирования, и Александр Александрович на этом останавливался.

Второй вид промысла – это прибрежный вид промысла. И предложение, которое сформулировано, передать, в том числе вплоть до торговли квотами, на уровень субъектов Российской Федерации по прибрежному лову, я поддерживаю, и функции регулирования в значительной степени передать на уровень российских регионов, осуществляющих рыбный промысел в прибрежных зонах. Действительно это могло бы дать большой эффект, по крайней мере, позволить более гибко реагировать на изменение ситуации.

Кроме этого поддерживаю полностью предложения, которые звучали в докладе у Алексея Васильевича, по уменьшению перечня видов рыб, по которым мы устанавливаем ОДУ. Для нас это особенно важно, так как у нас могут быть изменения по составу рыбы, и в результате, если мы будем по-прежнему квотировать по такому большому ассортименту, то добыча целого ряда рыб у нас в один год может оказываться неэффективной, в другой – эффективной. В результате у нас рыбоперерабатывающая отрасль в один год будет проседать, в другой год будет, наоборот, иметь избыток сырья. Мы это видим, наблюдаем на протяжении нескольких последних лет.

Третий тип – это тип в ближних промысловых районах и экономических зонах Российской Федерации. Здесь закрепление среднесрочными квотами достаточно эффективно. Я бы согласился с предложением увеличить эти сроки до 10 лет, тем более что если мы посмотрим на стоимость судна и период его окупаемости, то для таких видов добычи период окупаемости судна начинается примерно с трех-четырех лет и заканчивается где-то пятью-шестью, иногда семью годами. Это означает, что пять лет квотирования – недостаточный срок для того, чтобы просчитать все экономические риски, их заложить, получить под это дело возможность закредитоваться, построить соответствующее судно и его эффективно использовать для того, чтобы можно было бы получить эффект.

Тем не менее, безусловно, настораживает тот факт, что фирмы-рантье в большом количестве присутствуют, и, паразитируя на том, что когда-то у них был флот, либо этот флот уже давно устаревший, греют руки, не давая развиваться на самом деле рыбной отрасли.

Я бы здесь предложил пойти по пути разделения всех квот на три основные составляющие: те, которые закрепляются на долгосрочной основе, на период 10 лет. Здесь применить принцип пропорциональности судов и прикрепления квоты непосредственно к судну. Затем квоты на среднесрочный период, это может быть 3–5 лет, которые были бы механизмом увеличения производительности в случае, если та или иная компания постоянно развивается.

Третье – это текущие квоты, которые могли бы торговаться на 1–2 года и которые как раз мог бы торговать субъект Федерации, для того чтобы, видя, какие из компаний развиваются, на какие виды рыб есть наибольший спрос и наибольшие возможности, как меняется миграция рыб и так далее, соответственно, нивелировать вот эти текущие какие-то условия, возникающие в том или ином году или в той или иной компании, и тем самым позволить целому комплексу развиваться интенсивно.

Четвертый вид добычи – это добыча так называемая дальняя промысловая. О ней было сказано немного, и я бы хотел на ней особенно остановиться, потому что для Калининградской области она является основной. У нас почти 90 процентов добычи из почти 300 тысяч тонн – это дальнепромысловая добыча. И более того, калининградский рыбный флот когда-то и формировался преимущественно для добычи дальнепромысловым образом. При этом здесь совершенно особые условия осуществления добычи и лова. Здесь необходим экспедиционный подход, когда осуществляется централизованное обеспечение топливом, централизованное обеспечение материально-техническими ресурсами, вывоз рыбы, то есть наличие специальных транспортных судов, а иной раз и судов переработки, которые, соответственно, в том числе позволяют уже и готовую продукцию впоследствии транспортировать. Это и вопросы урегулирования ремонта судов в иностранных портах. Это и вопросы многократного пересечения границы, входа и выхода в наши таможенные и в чужие таможенные пространства.

Причем если мы посмотрим ближний промысел и экономические зоны Российской Федерации, то мы увидим, что здесь природные ресурсы существенно сокращаются, если мы говорим, например, о восточной Атлантике, северо-восточной Атлантике, Балтийском море. О Северном море и Белом море я не говорю. А если мы посмотрим Тихий океан, западную Атлантику, юго-западную Атлантику, северные широты Антарктики, причем там, где когда-то и Россия, и бывший Советский Союз присутствовали довольно активно, то сегодня нас там нет, в принципе нет.

И вот несколько цифр. За пределами экономической зоны Чили и Перу только калининградские компании, более 90 крупных судов осуществляли когда-то добычу рыбы одновременно, единомоментно. Сегодня – единицы, по пальцам пересчитать. Но зато сегодня там появились китайцы и страны Евросоюза. Но даже они сегодня не заняли все наше пространство.

Но опять же, приводя тот же самый пример, на той же территории, всего 26 судов Китая и Евросоюза, да, более современных, да, более эффективных, но тем не менее только 26, добывают примерно четверть ОДУ этой территории, примерно четверть. Три четверти, 1,5 млн тонн, ежегодного улова в этой территории свободно. И мы их можем реально поднять, и мы должны вернуться на эти территории.

Но без государственной поддержки и без формирования такого частно-государственного партнерства, конечно, организации таких экспедиций невозможны. Ни одна компания сегодня не в состоянии организовать, взять на себя все риски и организовать чисто с финансовой стороны такое масштабное осуществление добычи.

Ну и, если позволите, несколько предложений, Владимир Владимирович, к проекту решения.

Предложение дополнить проект решения следующими дополнениями. По разработке проекта федеральной целевой программы строительства и модернизации флота рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. По использованию лизинговой компании «Росагролизинг» по строительству флота для рыбохозяйственного комплекса России и приобретения по импорту рыбоперерабатывающего оборудования, не производимого на территории Российской Федерации. По разработке механизма финансирования и поддержки рыбодобывающих организаций, осуществляющих океаническое рыболовство и поставку рыбопродукции на территорию Российской Федерации. В первую очередь я говорю, естественно, об экспедиционном виде добычи.

И последнее – это по разработке порядка получения разрешений на неоднократное пересечение государственной границы российскими рыбопромысловыми судами.

Вот таких четыре предложения. Спасибо.

В.ПУТИН: Последнее – с целью завоза на таможенную территорию того, что выловили в океане.

Владимир Егорович, а в чем проблема многократных заходов в таможенную зону пограничную?

В.ПРОНИЧЕВ: В соответствии с Вашим поручением законодательное решение было принято, и мы такой порядок осуществляем – многократное пересечение государственной границы, у нас идет одно оформление.

В.ПУТИН: С какого времени?

В.ПРОНИЧЕВ: Я сейчас дату точно Вам не назову, но законом было предусмотрено это принятие в декабре в Государственной Думе.

В.ПУТИН: Георгий Валентинович, Вы не знали об этом?

Г.БООС: Закон действительно принят, это последние поправки прошлого года в закон о госгранице. Но там предписано, что должен быть разработан, Правительством принят специальный порядок. Пока этот порядок не будет как нормативный акт, уже подзаконный, Правительством утвержден, сам механизм не функционирует.

В.ПУТИН: Пограничная служба пусть разработает такой порядок и представит для утверждения в Правительство.

В.ПРОНИЧЕВ: Я понял, есть, Владимир Владимирович.

А.ГОРДЕЕВ: Сейчас уже в ФСБ почти согласовали. Он на выходе.

В.ПУТИН: Давайте быстрее. Хорошо.

Сергей Михайлович Дарькин, пожалуйста.

С.ДАРЬКИН: Спасибо, Владимир Владимирович.

Закон о рыболовстве, который мы приняли, он все-таки сыграл очень большую роль в рыбном хозяйстве нашей страны. У нас увеличилось количество прибыльных предприятий с 25 процентов до 75 процентов. И все-таки все, что там было написано, сыграло свою положительную роль в стабилизации рыбной промышленности.

Я хотел бы сказать слова благодарности Министерству сельского хозяйства в связи с этим.

Я поддерживаю Георгия Бооса в том, что действительно пятилетний срок (исторический принцип), он действительно в том случае сработал, когда рыбаки смогли покупать флот иностранного производства, бывший в употреблении, потому что у них не было возможности покупать новый флот в связи с таким количеством лет, на которое они имели квоту. Это первое.

И второе, что еще более важно. У нас же было в три раза больше судов, Владимир Владимирович, чем квот, поэтому рыбаки «втачивали» (извините за выражение) тот флот, который был. Это экономическая основа той позиции, которая была.

Сейчас пришло новое время. И, конечно, надо по-другому, видимо, этот вопрос решать.

Владимир Владимирович, все страны мира всю рыбопродукцию привозят на свой берег. 100 процентов. Я несколько раз писал о том, что нам необходимо срочно сделать декларирование нашей рыбной продукции в портах. Не надо ее там перегружать. Надо ее туда привезти и на рейде около причала ее полностью всю по ящикам пересчитать. Тогда это очень действенная мера контроля для любой страны. Новая Зеландия, Австралия, Евросоюз: сначала рыба привозится на берег, потом уже продается. Это предложение, которое я хотел высказать.

Владимир Владимирович, мы попали в две административные вещи усиления барьеров для рыбаков, я хотел бы немного на этом внимание заострить. В 2006 году мы выловили на 400 тысяч тонн меньше в прибрежном промысле, чем в 2005 году. Причина в следующем: в том, что мы искусственно разделили море наше на две части – терводы и экономическая зона, а получилось, что у нас, у субъектов, появились внутренние моря на Камчатке, Сахалине, в Приморье, и приморские суда не могут зайти в камчатские воды так называемые территориальные, чтобы выловить там кальмаров, потому что он не понимает, что там есть зона, и он летом приходит к берегу, зимой уходит. Мы потеряли этим самым, по нашим оценкам, 8 млрд рублей продукции. Это первая причина.

Вторая причина – то, что поднимал Герман Валентинович, – в том, что отсутствие все-таки упрощенного порядка пересечения границы. Только там в чем вопрос? Порядок-то не разработан, но, Владимир Владимирович, там в этом порядке сказано, что все прибрежные суда должны оформляться в портах, а у нас, например, в Приморском крае, всего два порта – Владивосток и Находка, а комбинатов 36. И пока он придет в порт, оформится, потом опять уйдет в море, весь рыболовный день пропал. Вот в этом причина. Сейчас порядок этот находится в Правительстве, он не утвержден. С начала года мы в прошлом году на эту дату выловили 50 тысяч тонн продукции в прибрежном промысле, именно в прибрежном промысле, который идет на берег весь, а в этом только 12 из-за этой проблемы, которую мы, к сожалению, вот таким административным барьером создали.

Владимир Владимирович, и последнее. Все-таки аквакультуру мы вписали в нацпроект, это очень важно. Но, к сожалению, компенсация процентной ставки по долгосрочным кредитам для приобретения новых судов или оборудования, которое не строится, мы не строим в России, это, к сожалению, Алексей Васильевич не может заложить в те субсидии, которые мы получаем сегодня по сельскому хозяйству, в связи с тем, что пока нет поддержки. Поэтому рыболовство здесь, конечно, от сельского хозяйства отстает. А рыба – это все-таки абсолютно самый экологически чистый протеин, который, конечно, нужен россиянам.

Спасибо.

В.ПУТИН: Что по поводу увеличения сроков получения квот и по поводу тех фирм, которые на самом деле никакой флот строить не собираются? Это то, о чем Георгий Валентинович сказал. У него есть свои предложения.

У Вас есть какие-то идеи?

А.БЕЛЬЯНИНОВ: Да, Владимир Владимирович, у нас сегодня есть.

У Госкомрыболовства абсолютно точная база: кто ловит рыбу, а кто не ловит рыбу? Кто продает эти квоты? У них все это есть. Просто надо сесть и посмотреть, кто ловит рыбу исторически, им отдать, чтобы новый флот построить на наших верфях в первую очередь, конечно. А кто не ловит, все компании известны. Это маленькие в основном компании, которые действительно имеют одно судно, там 2 тысячи тонн квоты, особенно по крабу.

В.ПУТИН: Решение этой проблемы очевидное и несложное.

Евдокимов Юрий Алексеевич, пожалуйста.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Уважаемый Владимир Владимирович!

Вопрос чрезвычайно важный для нашей...

В.ПУТИН: Извините, пожалуйста.

А что мешает утвердить новый порядок пересечения госграницы, если это уже в Правительстве лежит?

А.ГОРДЕЕВ: Это вносит ФСБ, это их компетенция.

В.ПУТИН: Они внесли?

А.ГОРДЕЕВ: Они внесли, завизировали. Сейчас Сергей Михайлович сказал, что там вопрос идет такой, что надо в рыбный порт обязательно заходить, чтобы пограничники были, но нам ФСБ и пограничная служба разъяснили так, что эти порт-пункты, как всё функционировало, так и будет всё функционировать, никто не будет усложнять процедуру. То есть некая история сегодня существует, ничего не меняется, но, по крайней мере, мы такие заверения получили, и, я надеюсь, в течение месяца...

В.ПУТИН: Проничев здесь, он сейчас подтвердит нам это. Пожалуйста, Владимир Егорович.

В.ПРОНИЧЕВ Владимир Владимирович, ситуация заключается в следующем. В соответствии с действующим 60-м постановлением Правительства есть алгоритм действия и протокольная часть: порты должны быть объявлены приказом Минтранса. У нас всего действует один порт Усть-Луга, который официально. В чем проблема? Проблема заключается в том, что именно в этом приказе объявляется. Во-первых, составляются акты межведомственные, и на основании этого показываются границы порта. Это все в реестр вводится. И в международных правилах все знают, что это порт и на нем можно проводить процедуры международного характера, оформление грузов, судов и так далее. Все остальное, что мы делаем, я Вам искренне хочу сказать, делаем на основании ответственности, зная, что не можем прекратить производственную деятельность.

В.ПУТИН: Послушайте, вы все знаете, Минсельхоз все знает, рыбаки все знают – почему не сделали до сих пор, почему не привели эту нормативную базу в соответствие? Все всё знают, а нормативная база не соответствует реалиям и требованиям хозяйственной деятельности.

Вы внесли соответствующие предложения в Правительство?

В.ПРОНИЧЕВ: Да, этот вопрос мы рассматривали на последнем заседании. И я выступал, тоже докладывал эту ситуацию.

В.ПУТИН: То есть в целом вы не возражаете против того, чтобы вот эти пункты регистрации...

В.ПРОНИЧЕВ: Конечно. Но нам нужно юридически это объявить.

В.ПУТИН: Вот этих заверений ведь недостаточно, нужно оформить это соответствующим решением.

Алексей Васильевич, кто-то в Правительстве возражает против этого или что?

А.ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, никто не возражает, но я еще раз говорю: это компетенция ФСБ этот документ вносить.

В.ПУТИН: Они же внесли, он говорит, что мы не против.

А.ГОРДЕЕВ: Были противоречия. Когда мы собрались обсуждать разногласия, нам пограничники и ФСБ заявили, что система действующая не будет меняться. Вот если это так...

В.ПУТИН: Слушайте, нужно внести это в документ. А то они вам сказали одно, вы поняли другое, а на самом деле получилось третье.

А.ГОРДЕЕВ: Владимир Владимирович, тогда давайте внесем документ.

В.ПУТИН: Так внесите.

А.ГОРДЕЕВ: Так ФСБ вносит документ, не мы вносим документ.

В.ПУТИН: Значит, принесите мне завтра, завтра мне принесите этот документ, чтобы завтра у меня на столе был.

А.КРАЙНИЙ: Владимир Владимирович, 16 ведомств федеральных занимаются рыбой, 16.

В.ПУТИН: Я знаю, знаю.

Пожалуйста, Юрий Алексеевич.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Спасибо.

Владимир Владимирович, вопрос чрезвычайно актуален для приморских регионов. Надо прямо сказать, что в последние годы благодаря всем мерам принимаемым и федеральные, и региональные структуры сумели кое в чем переломить ситуацию, исправить положение в отрасли, особенно в регионах. Этому и принятие закона способствовало, и то, что введена долгосрочная, а самое главное, прозрачная система наделения квотами, и то, что стали больше прислушиваться с большим вниманием к мнению и региональных органов, и рыбопромышленных общественных организаций, это тоже сыграло определенную роль.

Но вместе с тем ситуация пока еще до конца не исправлена. На мой взгляд, основные проблемы – это то, что слишком многочисленно у нас в стране количество центров согласования, выработки и принятия решений. Слишком велика у нас когорта этих контролирующих органов, которые не только контролируют заходы судов в порт, но и контролируют переход рыбопродукции от изготовителя к населению.

Учитывая, что мне эстафетную палочку министр передал по части вот этих незаходных так называемых судов, я хочу только один пример привести, как это все происходит.

У нас на бассейне 70 таких незаходных судов, которые либо приобретены, либо модернизированы, либо отремонтированы за рубежом. Они добывают 200 тысяч тонн рыбы, они на своих бортах производят высокотехнологичную продукцию: филе всевозможное, полуфабрикаты для переработки на наших береговых базах, но в порт не заходят, перегружаются либо в море, либо в иностранном порту, там же ремонтируются, там же меняют экипажи. В чем причина? Надо уплатить 23 процента за сумму произведенного ремонта или закупленного и установленного, смонтированного оборудования. Что это будет означать в пересчете? Это значит, что мы от них требуем одномоментно, чтобы они заплатили порядка 1,5 млрд рублей в бюджет, считается, что это наш доход, хотя он исключительно виртуален. Судна нет в порту и никаких платежей нет, а реально мы теряем около 3,8 млрд рублей только из-за этих 70 кораблей.

Мы подсчитали, что за последние 5 лет только на заходах, то есть на ремонтах, плате за топливо, за воду, за продовольствие, за лоцманские услуги, портовых сборах мы потеряли порядка 25 млрд рублей.

В.ПУТИН: Это на чем? На НДС, на чем?

Ю.ЕВДОКИМОВ: Да, это НДС – 18 процентов и 5 процентов – таможенная пошлина. Вот только на этих вещах.

В.ПУТИН: Хорошо, а за границей они что, платят за эти же операции?

Ю.ЕВДОКИМОВ: За границей они за эти вещи не платят. Они не платят за эти вещи.

С.ДАРЬКИН: На экспорт же делается в Норвегии.

А.КРАЙНИЙ: То есть ремонт произвели за границей, а НДС мы заставляем их здесь заплатить. Они не платят и не заходят, в Киркенесе стоят.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Это только на заход.

В.ПУТИН: Я вас прошу сформулировать предложения, как из этой ситуации выйти.

А.БЕЛЬЯНИНОВ: Есть предложение временно по срокам: 5–10 лет обнулить уровень взимания таможенной пошлины по налогу на добавленную стоимость при ввозе запасных частей, необходимых при ремонте рыболовных судов на российских судоремонтных предприятиях.

В.ПУТИН: Хорошо.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Мы сформулируем, это совершенно правильная мера.

В.ПУТИН: Здесь в предложениях есть такое, да?

Вы согласовывали? Пожалуйста.

В.САВЕЛЬЕВ: Спасибо, Владимир Владимирович, извините. Просто у нас есть протокольное поручение, которое мы формулировали, и здесь есть такой пункт, где срок – 1 марта 2008 года, тут несколько пунктов, и один из них – освобождение от таможенных пошлин и налогов российских рыбопромысловых судов, временно вывезенных для ремонта, технической модернизации, переоборудования за рубеж. И также есть еще там ряд предложений: отмена налогов, таможенных пошлин на импортное судовое оборудование, которое в Российской Федерации не производится. Поэтому такие порученческие пункты надо туда включить.

В.ПУТИН: То есть МЭРТ не возражает? Включите в перечень поручений и в проект, у меня здесь нет его.

В.САВЕЛЬЕВ: Владимир Владимирович, это такая редакционная версия, потому что мы в последние дни это всё формулировали. Это, наверное, дополнение просто.

В.ПУТИН: Хорошо, но это важно. Может быть, одно из самых важных из того, что здесь есть.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Владимир Владимирович, совершенно верно. Может быть, они и не пойдут в порт, кто-то там уже погряз, кто-то там уже прилип, но мы тогда будем иметь право заставлять их идти к родному берегу.

В.ПУТИН: Не давать им квоты, не давать им ловить рыбу – вот и всё дело с концом. Но сначала нужно экономические условия создать, чтобы они заходили.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Совершенно верно.

А.БЕЛЬЯНИНОВ: Извините, но НДС не прозвучал, Виталий Геннадьевич. Таможенные пошлины – это только пять процентов, а НДС – 18.

В.САВЕЛЬЕВ: По НДС не к МЭРТу вопрос, поэтому я не мог комментировать.

В.ПУТИН: А МЭРТ возражает или нет?

В.САВЕЛЬЕВ: Нет, мы не возражаем, Владимир Владимирович, поэтому этот пункт внесли.

В.ПУТИН: Здесь Силуанов есть, пожалуйста.

Ю.ЕВДОКИМОВ: Владимир Владимирович, я внесу предложение потом по этому вопросу.

А.СИЛУАНОВ: Владимир Владимирович, мы действительно расс
Официальный сайт президента РФ

 
 
« Назад


Добавить новость

Вы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.
Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале.
Перейти в раздел добавления новостей »

Архивы новостей


Апрель 2024

Март 2024

Февраль 2024

Январь 2024

Декабрь 2023

Ноябрь 2023

Октябрь 2023

Сентябрь 2023

Август 2023

Июль 2023

Июнь 2023

Май 2023

Апрель 2023

Март 2023

Февраль 2023

Январь 2023

Декабрь 2022

Ноябрь 2022

Октябрь 2022

Сентябрь 2022

Август 2022

Июль 2022

Июнь 2022

Май 2022

Апрель 2022

Март 2022

Февраль 2022

Январь 2022

Декабрь 2021

Ноябрь 2021

Октябрь 2021

Сентябрь 2021

Август 2021

Июль 2021

Июнь 2021

Май 2021

Апрель 2021

Март 2021

Февраль 2021

Январь 2021

Декабрь 2020

Ноябрь 2020

Октябрь 2020

Сентябрь 2020

Август 2020

Июль 2020

Июнь 2020

Май 2020

Апрель 2020

Март 2020

Февраль 2020

Январь 2020

Декабрь 2019

Ноябрь 2019

Октябрь 2019

Сентябрь 2019

Август 2019

Июль 2019

Июнь 2019

Май 2019

Апрель 2019

Март 2019

Февраль 2019

Январь 2019

Декабрь 2018

Ноябрь 2018

Октябрь 2018

Сентябрь 2018

Август 2018

Июль 2018

Июнь 2018

Май 2018

Апрель 2018

Март 2018

Февраль 2018

Январь 2018

Декабрь 2017

Ноябрь 2017

Октябрь 2017

Сентябрь 2017

Август 2017

Июль 2017

Июнь 2017

Май 2017

Апрель 2017

Март 2017

Февраль 2017

Январь 2017

Декабрь 2016

Ноябрь 2016

Октябрь 2016

Сентябрь 2016

Август 2016

Июль 2016

Июнь 2016

Май 2016

Апрель 2016

Март 2016

Февраль 2016

Декабрь 2015

Ноябрь 2015

Октябрь 2015

Сентябрь 2015

Март 2015

Февраль 2015

Январь 2015

Декабрь 2014

Ноябрь 2014

Октябрь 2014

Сентябрь 2014

Август 2014

Июль 2014

Июнь 2014

Май 2014

Апрель 2014

Март 2014

Февраль 2014

Январь 2014

Ноябрь 2013

Октябрь 2013

Сентябрь 2013

Август 2013

Июль 2013

Июнь 2013

Май 2013

Апрель 2013

Март 2013

Февраль 2013

Январь 2013

Декабрь 2012

Ноябрь 2012

Октябрь 2012

Сентябрь 2012

Август 2012

Июль 2012

Июнь 2012

Май 2012

Апрель 2012

Март 2012

Февраль 2012

Январь 2012

Декабрь 2011

Ноябрь 2011

Октябрь 2011

Сентябрь 2011

Август 2011

Июль 2011

Июнь 2011

Май 2011

Апрель 2011

Март 2011

Февраль 2011

Январь 2011

Декабрь 2010

Ноябрь 2010

Октябрь 2010

Сентябрь 2010

Август 2010

Июль 2010

Июнь 2010

Май 2010

Апрель 2010

Март 2010

Февраль 2010

Январь 2010

Декабрь 2009

Ноябрь 2009

Октябрь 2009

Сентябрь 2009

Август 2009

Июль 2009

Июнь 2009

Май 2009

Апрель 2009

Март 2009

Февраль 2009

Январь 2009

Декабрь 2008

Ноябрь 2008

Октябрь 2008

Сентябрь 2008

Август 2008

Июль 2008

Июнь 2008

Май 2008

Апрель 2008

Март 2008

Февраль 2008

Январь 2008

Декабрь 2007

Ноябрь 2007

Октябрь 2007

Сентябрь 2007

Август 2007

Июль 2007

Июнь 2007

Май 2007

Апрель 2007

Март 2007

Февраль 2007

e-mail: info@fishportal.ru © Fishportal 2024. Все права защищены.