Дайджест рыбной отрасли

 Каталог организаций

 Справочник рыбовода
 Справочник типов судов

 Контакты
Регистрация
Восстановить пароль
Главная >  ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 18.08.2020 - "Инвестиционный принцип": ч... Карта сайта    В избранное    Контакты
ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ
Подписка на обновления
Пресс-релизы
События и мероприятия
Личный кабинет
Регистрация
СПРАВОЧНИК РЫБ
Справочник судов
Справочник рыбовода
Контакты


кухня рыбака

Суп-пюре рыбный с икрой
Кости, голову и плавники кладут в кастрюлю, заливают водой и варят при слабом кипении 40-50 минут. Процеживают. В бульон кладут рыбное филе, лук, морковь, варят 5-6 минут. Добавляют икру, зелень, специи и варят до готовности рыбы. Готовую рыбу, икру и овощи пропускают через мясорубку, заливают сметаной, бульоном, нагревают до кипения и подают на стол.
Подробнее »
Все рецепты »

Популярная ихтиология

Fishportal: Популярная ихтиология
Discovery. Рыба-молот.
В раздел ВИДЕО »

18.08.2020 - "Инвестиционный принцип": что ждет рыбную отрасль РФ и зачем это нужно

Все внимание рыбной отрасли страны (а также судостроителей, банковского сектора, производителей пищевой продукции, логистов и представителей торговли) сегодня приковано к параметрам реформы, которая с большой долей вероятности будет реализована в отечественном рыболовстве в ближайшие годы.



Руководствуясь принципом "по лечению определить болезнь", редакция ИА PrimaMedia, не претендуя на роль экспертов и специалистов, тем не менее, попыталась  в первом приближении разобраться, что предлагается и что в итоге может получить страна, а также рыбопромышленные компании и их сотрудники.


"Инвестиционный принцип"


В июле этого года  на рассмотрение председателя правительства РФ Михаила Мишустина поступили предложения участников рынка о возможном реформировании регуляторной и налогово-фискальной политики государства в рыбной отрасли.

Суть предлагаемых мер — в еще большей привязке возможности получения доступа к национальным водным биоресурсам к инвестиционной активности рыбопромышленного бизнеса. Иными словами, речь может идти о существенной замене действовавшего более 15 лет так называемого "исторического принципа" распределения квот  на принцип "инвестиционный", при котором приоритет в наделении квотами, а также льготы и преференции получат те компании, которые будут вкладывать средства в обновление флота и создание береговых предприятий по рыбопереработке.

За основу взята действующая с 2018 года программа "инвестиционных квот", в рамках которой уже заключены контракты на постройку в РФ более 40 рыбопромысловых судов. Предлагается расширить эту программу путем увеличения доли "инвестквот" в общем объеме общего допустимого улова (ОДУ). Это позволит обеспечить промысловыми лимитами строящиеся сейчас по программе суда не на 50%, как это предполагают нынешние параметры,  а на все 100%.

Предлагается также с 2034 года (когда заканчиваются ныне действующие квотные договоры) законодательно "отсечь" от участия в добыче национальных биоресурсов устаревшие и опасные для эксплуатации суда.

Кроме того, правительству предложено рассмотреть возможность расширения практики распределения долей квот на добычу ряда высокорентабельных ресурсов (крабов, креветок, других морепродуктов) через аукционы с инвестиционными обязательствами, когда победитель по тому или иному лоту будет обязан в течение определенного времени построить за свой счет новое судно под выделенный государством ресурс (по итогам аукционов 2019 года, напомним, на российских верфях должно быть построено 34 краболова).

Ряд предложений касается и модернизации налоговой политики государства в рыбной отрасли. В частности, предлагается использовать основные отраслевые льготы и преференции (то есть использование единого сельхозналога и пониженной ставки сбора за пользование ВБР) именно для стимулирования инвестактивности среди рыбопромышленных компаний, предоставляя льготы только тем, кто строит новые суда и береговые заводы, а не подавляющему большинству компаний безо всяких на то оснований, как это происходит сейчас.
"Рыбопромысловое давление"

Рыбопромысловый флот России старый. Точнее, собственного рыбопромыслового флота у России практически нет — в том смысле, что сегодня большинство из около 2 тысяч условно действующих судов разного тоннажа были построены в Европе, Украинской ССР, Японии, Южной Корее. И достаточно давно по всем мировым меркам, найти судно "моложе" 30-35 лет очень непросто.

Казалось бы, это — проблемы бизнеса, владеющего этими судами уже совсем не эффективными судами, пригодными в основном только для добычи и минимальной обработки рыбы-сырца. А что касается безопасности моряков и рыбаков, то здесь решение видится простым — соответствующие надзорные органы должны оценивать уровень безопасности эксплуатации того или иного "парохода" и не допускать выхода в море, если этот уровень критически низок.

Именно так все и происходит, и флот, работающий в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, постепенно сокращается, причем условно "новые" суда — то есть приобретенные в странах АТР и, как правило, бывшие в употреблении — выбывающие где-то замещают, а где-то и нет.

Казалось бы — ситуация некритичная. Если бы не то обстоятельство, что более половины ежегодного общероссийского вылова (в последние годы — в районе 5 млн тонн) добывается в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Российской Федерации в Тихом океане (то есть в Охотском море и значительной части моря Берингова). Это, безусловно, — российские воды, но они остаются таковыми лишь пока здесь существует стабильное российское "рыбопромысловое давление". То есть пока суда под флагом РФ ежегодно осваивают в ИЭЗ общие допустимые уловы главных промысловых видов — минтая, сельди, лососевых и пр.

"Прибрежное государство определяет свои возможности промысла живых ресурсов исключительной экономической зоны. Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей и в соответствии с положениями, условиями, законами и правилами, упомянутыми в пункте 4, предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова, специально учитывая положения статей 69 и 70, особенно в отношении упомянутых в них развивающихся государств", — так звучит п.2 ст. 64 ратифицированной Россией еще в 1997 году Конвенции ООН по морскому праву.

То есть ситуация очень серьезная, и не удивительно, что, желая сохранить за Россией стратегически важный район Мирового океана, власти страны искали ранее и будут искать и дальше механизмы обновления отечественного рыбопромыслового флота. Закрепленная в законодательстве РФ свобода предпринимательства (а рыбопромышленники — предприниматели) не позволяет просто заставить бизнес строить новые суда. Другое дело, что ресурсная база этого бизнеса — это национальные водные биоресурсы, и определять правила и принципы предоставления хозсубъектам прав доступа к этим ресурсам — право и одновременно обязанность власти.

Предлагаемый премьеру Мишустину механизм, к слову, куда менее радикальный, чем, например, тотальное внедрение принципа "квоты под киль" или же идея каждые 3-5 лет перераспределять все квоты на аукционах.

Механизм же инвестиционных квот, при котором условием доступа к ресурсу становиться обновление производственной базы предприятия, уже действует (пусть местами и не без шероховатостей), интерес к участию в нем бизнес продемонстрировал. Уже в ближайшей перспективе на промысел в ИЭЗ должны выйти по-настоящему новые и вполне современные суда под российским флагом, построенные, к тому же, на российских верфях. 
Рыбак без квоты не останется

Понятно, что предлагаемая масштабная реформа не может не поколебать "стабильность в отрасли". "Стабильность" — в том смысле, что и сам "клуб рыбопромышленников", в основе своей сформировавшийся еще в начале 2000-х, и ранжирование в этом "клубе", безусловно, претерпят существенные изменения. Кто-то выйдет из бизнеса, кто-то присоединит свои активы к более прогрессивной компании. Та же жесткая "олимпийская система" американского промысла минтая в Тихом океане привела к тому, что в бизнесе остались лишь самые эффективные, технологичные и компетентные, и за борт там не выбрасывают, что называется, и хвоста. Потому что прибыль бизнесу (и через него — государству и обществу) должен приносить  весь национальный ресурс, а не только его особо "лакомые" и удобные для оборота "части".

Естественно, что фоном к обсуждению реформы будут — и уже есть — разговоры о массовых дефолтах, банкротствах и (вишенкой на торте) — об увольнениях рыбаков оставшихся без привычных квот компаний. Все это было, к слову, сказано еще в 2018-2019 годах, когда готовилось перераспределение 50% крабовых квот с инвестиционными обязательствами по строительству новых судов-краболовов. Краболовы сейчас закладываются и уже строятся, но информации о "смертности" среди компаний-крабодобытчиков нет. Также нет и информации о росте безработицы среди плавсостава. Настоящие рыбаки — те, что в рубках, машинных отделениях, на промысловой или производственной палубе — всегда останутся при квотах. 

И рыбак сегодня, что называется, "в цене". Одни рыбопромышленники время от времени даже поднимают вопрос о "кадровом голоде" в отрасли,  хотя, возможно, их печаль вызвана тем, что рынок труда в рыболовстве сбалансировался, и былого избытка рабочей силы — при котором так приятно "экономить" на оплате и условиях труда — уже нет. Другие — стремятся "закреплять" профессиональный и компетентный плавсостав, на оплате и условиях не экономя. Потому что, допустим, новые эффективные суда без эффективного экипажа не окупаются.

Тем временем в период с мая 2019 года по май 2020 года рыбная отрасль страны совершила удивительное — вышла на первое место по уровню зарплат. По данным РИА "Новости", при небольшом количестве занятых отрасль "Рыболовство и рыбоводство" показала, что треть ее работников получает за вычетом НДФЛ больше 100 тысяч рублей в месяц. По этому показателю рыбаки опередили и сотрудников банковско-финансового сектора, и тех, кто занимается добычей полезных ископаемых.

"Получившиеся доли работников с зарплатой выше 100 тысяч рублей в месяц в отраслях-лидерах свидетельствуют, что высокие зарплаты там могут получать не только крупные начальники, но и просто очень хорошие специалисты, а порой даже и обычные работники", — отмечают эксперты РИА "Рейтинг", проводившие по заказу РИА "Новости" это исследование на основе данных Росстата.

При этом очевидно, что вопрос "А какого года пароход?", очень часто звучащий сегодня на рыбацких форумах и пабликах в Интернете, — четкий маркер того, что у рыбаков оформился запрос на то, чтобы  идти в море (что в любом случае — тяжелый труд) на безопасном, современном судне с высоким промысловым КПД, а следовательно — и с хорошим паем для каждого члена его экипажа. Так что такие суда — тоже сегодня в цене. И без рыбаков они точно не останутся.

Редакция ИА PrimaMedia намерена следить за ходом разворачивающейся дискуссии о будущем рыбной отрасли, значение которой для российского Дальнего Востока трудно переоценить, а также — за реакцией органов государственной власти РФ на те или иные аргументы ее участников.

ИА PrimaMedia
 
 
« Назад


Добавить новость

Вы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.
Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале.
Перейти в раздел добавления новостей »

Архивы новостей


Май 2024

Апрель 2024

Март 2024

Февраль 2024

Январь 2024

Декабрь 2023

Ноябрь 2023

Октябрь 2023

Сентябрь 2023

Август 2023

Июль 2023

Июнь 2023

Май 2023

Апрель 2023

Март 2023

Февраль 2023

Январь 2023

Декабрь 2022

Ноябрь 2022

Октябрь 2022

Сентябрь 2022

Август 2022

Июль 2022

Июнь 2022

Май 2022

Апрель 2022

Март 2022

Февраль 2022

Январь 2022

Декабрь 2021

Ноябрь 2021

Октябрь 2021

Сентябрь 2021

Август 2021

Июль 2021

Июнь 2021

Май 2021

Апрель 2021

Март 2021

Февраль 2021

Январь 2021

Декабрь 2020

Ноябрь 2020

Октябрь 2020

Сентябрь 2020

Август 2020

Июль 2020

Июнь 2020

Май 2020

Апрель 2020

Март 2020

Февраль 2020

Январь 2020

Декабрь 2019

Ноябрь 2019

Октябрь 2019

Сентябрь 2019

Август 2019

Июль 2019

Июнь 2019

Май 2019

Апрель 2019

Март 2019

Февраль 2019

Январь 2019

Декабрь 2018

Ноябрь 2018

Октябрь 2018

Сентябрь 2018

Август 2018

Июль 2018

Июнь 2018

Май 2018

Апрель 2018

Март 2018

Февраль 2018

Январь 2018

Декабрь 2017

Ноябрь 2017

Октябрь 2017

Сентябрь 2017

Август 2017

Июль 2017

Июнь 2017

Май 2017

Апрель 2017

Март 2017

Февраль 2017

Январь 2017

Декабрь 2016

Ноябрь 2016

Октябрь 2016

Сентябрь 2016

Август 2016

Июль 2016

Июнь 2016

Май 2016

Апрель 2016

Март 2016

Февраль 2016

Декабрь 2015

Ноябрь 2015

Октябрь 2015

Сентябрь 2015

Март 2015

Февраль 2015

Январь 2015

Декабрь 2014

Ноябрь 2014

Октябрь 2014

Сентябрь 2014

Август 2014

Июль 2014

Июнь 2014

Май 2014

Апрель 2014

Март 2014

Февраль 2014

Январь 2014

Ноябрь 2013

Октябрь 2013

Сентябрь 2013

Август 2013

Июль 2013

Июнь 2013

Май 2013

Апрель 2013

Март 2013

Февраль 2013

Январь 2013

Декабрь 2012

Ноябрь 2012

Октябрь 2012

Сентябрь 2012

Август 2012

Июль 2012

Июнь 2012

Май 2012

Апрель 2012

Март 2012

Февраль 2012

Январь 2012

Декабрь 2011

Ноябрь 2011

Октябрь 2011

Сентябрь 2011

Август 2011

Июль 2011

Июнь 2011

Май 2011

Апрель 2011

Март 2011

Февраль 2011

Январь 2011

Декабрь 2010

Ноябрь 2010

Октябрь 2010

Сентябрь 2010

Август 2010

Июль 2010

Июнь 2010

Май 2010

Апрель 2010

Март 2010

Февраль 2010

Январь 2010

Декабрь 2009

Ноябрь 2009

Октябрь 2009

Сентябрь 2009

Август 2009

Июль 2009

Июнь 2009

Май 2009

Апрель 2009

Март 2009

Февраль 2009

Январь 2009

Декабрь 2008

Ноябрь 2008

Октябрь 2008

Сентябрь 2008

Август 2008

Июль 2008

Июнь 2008

Май 2008

Апрель 2008

Март 2008

Февраль 2008

Январь 2008

Декабрь 2007

Ноябрь 2007

Октябрь 2007

Сентябрь 2007

Август 2007

Июль 2007

Июнь 2007

Май 2007

Апрель 2007

Март 2007

Февраль 2007

e-mail: info@fishportal.ru © Fishportal 2024. Все права защищены.