Филе рыбы вымыть, обсушить и нарезать порционными кусками. Лук, чеснок очистить и измельчить. Томаты вымыть, опустить в кипящую воду, снять кожицу, мякоть мелко нарезать. Рыбное филе, лук, чеснок, лавровый лист, измельченную петрушку положить в кастрюлю, залить водой (1 л), посолить, поперчить и довести до кипения. Томаты потушить на сковороде с разогретым маслом 3—5 минут, затем положить в суп. За 5 минут до готовности добавить отваренный рис. Готовый суп разлить по тарелкам, при желании сбрызнуть лимонным соком и украсить петрушкой или мятой.
Мы уже привыкли к призывам беречь природу, приумножать богатство флоры и фауны, соблюдать экологические нормы. При этом конкретных фактов приводится мало. А ведь каждому небезынтересно знать, например, каковы рыбные запасы в наших водоемах.
А положение-то не больно радостное: в реках и озерах региона сокращается количество рыбы. Исчезают редкие и ценные ее виды. Рыбакам все труднее становится найти «клёвые» места.
О причинах «рыбного дефицита» и о том, как преодолеть безрыбье, мы беседуем с председателем президиума областного совета Всероссийского общества охраны природы Натальей Пешковой.
— Недавно вопрос о рыбных запасах региона обсуждался на заседании президиума совета. О чем говорили его участники?
— Сегодня в наших водоемах осталось не более пятидесяти видов рыбы, причем самых распространенных: лещ, окунь, карась, карп, красноперка... А ведь совсем недавно в изобилии водились и стерлядь, и сом, и налим. Наиболее терпеливым и удачливым рыболовам удается поймать язя и жереха, синца и рыбца. Ныне поимка этих рыб — редкое везение. Участники заседания президиума — природопользователи, экологи, представители природоохранных объединений и общественных организаций — в один голос заявили: положение с рыбными запасами близко к катастрофическому, необходимы срочные меры по его кардинальному изменению.
— С какого периода, по мнению экологов, в регионе наметился рыбный дефицит и в чем его причины?
— Сегодня трудно представить, что полвека назад у нас велся промысловый лов рыбы! За сезон ее добывали до девятисот центнеров. Крупные рыболовецкие бригады работали на реках Дон, Воронеж, Матыра, Быстрая Сосна, а также на их притоках и прилегающих озерах. Позже из-за неумеренного промысла, большого отбора речной воды для индустриальных и сельскохозяйственных нужд, а также сброса в водоемы неочищенных стоков рыбные запасы стали резко сокращаться. Уже в конце 60-х официально была подтверждена гибель отдельных видов ценных рыб. И чем интенсивнее развивалась экономика региона, тем быстрее таяли рыбные ресурсы. Разумеется, я не хочу сказать, что не следовало строить заводы и укреплять сельхозпредприятия, просто делать это надо было не нанося вреда окружающей среде.
— Как оценивается нынешнее состояние рыбных запасов?
— К сожалению, ситуация ухудшается. Это признают все заинтересованные стороны. Продолжает сокращаться не только объем рыбы, но и количество ее видов. Одиннадцать названий мы уже вынуждены занести в Красную книгу Липецкой области. Сточные воды по-прежнему несут всевозможную отраву в реки и озера. К традиционным загрязнителям добавились коттеджные поселки, выросшие по берегам водоемов как грибы после дождя. В большинстве основной системой очистки там оказывается обычная выгребная яма. И наконец, работающие земснаряды тоже уничтожают целые нерестилища рыб.
О скудости рыбной нивы свидетельствуют такие факты. В области официально зарегистрировано 14 тысяч рыболовов-любителей. Если в 2003 году они добывали в общей сложности 100 тонн рыбы, то в 2009-м только 25. А ведь в начале текущего столетия в Воронеж и Матыру запустили 400 тысяч штук мальков толстолобика. Чуть позже в Дон выпустили порядка 300 тысяч мальков стерляди. Но где результат этой работы? Многие специалисты считают, что молодь не прижилась в водоемах нашей зоны, и теперь эту рыбку ловят в Воронежской и Ростовской областях.
— Проводятся ли у нас ресурсные исследования водных биологических запасов и что они показывают?
— Замечу, что такие исследования могут осуществлять только московские и ростовские специалисты. Отраслевые структуры федерального и регионального уровня не раз подавали им заявки. Ответа пока нет. Участники заседания президиума не зря вспомнили действовавшие прежде инспекции рыбнадзора. Охрану рыбных запасов они вели совместно с муниципальной властью, милицией, защитниками лесов и охотничьих угодий, общественностью. Браконьеров тогда было меньше, а рыбы больше. А все потому, что действовал единый орган контроля. Сегодня рыбоохранные подразделения разобщены. Этим пользуются браконьеры, применяя самые изощренные орудия лова. Да и как не процветать браконьерству, если в магазинах и на рынках свободно продаются сети, «экраны», бредни, кубари и другие запрещенные средства легкой добычи рыбы? Неразбериху в сохранение и восстановление рыбных ресурсов вносят и нормативно-правовые акты, нередко противоречащие друг другу.
— И что же делать?
— Образно выражаясь, крест на рыбной сфере региона экологи не ставят. Мы рекомендовали областной власти создать единый координационный совет, деятельность которого была бы направлена на улучшение экологического состояния водоемов и повышение их рыбопродуктивности. При рачительном отношении можно в течение короткого времени восстановить былые рыбные запасы, приумножить и разнообразить их наиболее ценными видами. Только делать это нужно сообща, работать последовательно и системно.
Вы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.
Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей »