Дайджест рыбной отрасли

 Каталог организаций

 Справочник рыбовода
 Справочник типов судов

 Контакты
Регистрация
Восстановить пароль
Главная >  ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 14.04.2021 - Более половины россиян счит... Карта сайта    В избранное    Контакты
ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ
Подписка на обновления
Пресс-релизы
События и мероприятия
Личный кабинет
Регистрация
СПРАВОЧНИК РЫБ
Справочник судов
Справочник рыбовода
Контакты


кухня рыбака

Закуска из консервированной печени трески
Картофель и морковь вымыть, отварить, очистить и натереть на крупной терке. Огурцы мелко нарезать. Лук очистить, вымыть и нарубить. Печень трески размять вилкой, смешать с картофелем, морковью, огурцами и луком, посолить, выложить в блюдо, полить майонезом и подать к столу.
Подробнее »
Все рецепты »

Популярная ихтиология

Fishportal: Популярная ихтиология
Лучшая десятка обитателей морских глубин.
В раздел ВИДЕО »

14.04.2021 - Более половины россиян считают, что едят рыбу реже, чем следовало бы

По данным опросов, более половины россиян считают, что едят рыбу реже, чем следовало бы. Можно ли повысить потребление рыбных продуктов и какими способами, на онлайн-конференции ЦСП «Платформа» обсудили эксперты, ретейлеры и другие участники рыбного рынка (материал Fishnews)



Образ рыбы – мифы и реальность

В ходе онлайн-конференции 13 апреля Центр социального проектирования «Платформа» представил предварительные результаты исследования, которое отражает взгляды населения на ситуацию с потреблением рыбы в России. Обошлось без неожиданностей – рыбу хотя бы несколько раз в месяц включают в рацион 88% опрошенных. Вроде бы высокий уровень, но все-таки ниже, чем у молочных продуктов, мяса, птицы, овощей и фруктов.

Как сообщает издание Fishnews, почти две трети респондентов считают рыбу важной, но не главной частью национальной кухни. Рыбные продукты заметно популярнее у более «взрослой» части населения, чем у молодежи до 24 лет.

Более половины участников исследования заявили, что едят рыбу реже, чем следовало бы. На деле частота потребления оказалась связана с благосостоянием отвечавших – чем выше уровень доходов, тем больше свежей и замороженной рыбы на столе. А вот на популярность полуфабрикатов финансовый фактор практически не влияет.

Исследователи отметили устойчивое представление о рыбе как о здоровой и полезной еде. Об этом заявили более 80% опрошенных, поставив ее на первое место по сравнению с другими источниками белка.

Но есть и другой стереотип – о качестве рыбопродукции. Четверть респондентов уверена, что полезна только свежая рыба, а замороженная не несет никакой пользы. Самый «полезный» имидж у представителей семейства лососевых, треска и другие виды белой рыбы в разы уступают им по ценности в глазах покупателей.

В отличие от зарубежных рынков, в частности, Евросоюза и США, российские потребители пока безразличны к происхождению рыбы. Только 7% покупателей обращают внимание, дикий улов перед ними или продукция аквакультуры.

В числе причин, мешающих увеличить потребление рыбных продуктов, три четверти опрошенных назвали высокую стоимость. Гораздо реже людей не устраивает качество и доступный ассортимент, а также неумение или нежелание разделывать и готовить рыбу.

Похоже, усилия чиновников, годами возмущавшихся, что «рыба дороже мяса», не прошли даром. Цены на рыбные товары, за исключением консервов, считают завышенными более половины опрошенных. Более трети участников исследования убеждены, что хорошую качественную рыбу могут позволить себе только обеспеченные граждане.

В ловушке бедности и традиций


Представители торговых сетей «Перекресток» и «Магнит» подтвердили, что на своем уровне видят тенденцию к уходу молодежи от традиционного потребления рыбы, как и в целом изменения в потребительском поведении. Ретейлеры стараются приспособить к этому свой ассортимент, продвигая ЗОЖ-тематику, расширяя линейку готовых блюд, пробуя нестандартные формы подачи продукта, но сталкиваются с различными проблемами.

Участники дискуссии отметили успешный опыт «Вкусвилла» при работе с поставщиками рыбной продукции, но повторить его большинство конкурентов даже не пытается. Отечественные рыбаки уже дают качественное сырье, а переработчики могут обеспечить разнообразный ассортимент. Но без долгосрочных отношений с сетями у производителей нет стимула вкладываться в модернизацию оборудования и разрабатывать новые виды продукции, считает гендиректор ГК «РОК-1» Александр Старобинский.

На ситуацию воздействуют два фактора: падающие доходы населения и отсутствие крупных игроков, готовых вкладываться в развитие этого сегмента, заявил председатель совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. «Росстат посчитал, за последние шесть лет говядина выросла [в цене – прим. ред.] на 43%, свинина – на 23%, а рыба мороженая - на 87%, соленая и копченая – на 68%», - сослался он на статистику.

Проблема переработки и реализации, по мнению Александра Борисова, осложняется гигантским логистическим плечом доставки в центр потребления. Плюс действия недобросовестных производителей с подменой видового состава и перебором глазури, создающие скандальную репутацию всей отрасли, и невнимание регулятора, занятого переделом квот. «Но основополагающим, на мой взгляд, фактором является низкий доход населения. Для рыбы это очень важно», – подчеркнул представитель Торгово-промышленной палаты.

Представитель группы «Норебо» Сергей Сенников не согласился с тезисом, что спрос на рыбу определяется исключительно деньгами. «Возьмем две страны: Германия - одна из сильнейших экономик ЕС и Португалия - одна из беднейших. Потребление рыбы в Германии - 15 кг на душу населения, в Португалии - 54 кг, – привел он пример. – Поэтому прямой корреляции между доходом и потреблением нет, это только один из факторов, не меньшую роль играют традиции и культура потребления рыбы».

В отличие от Европы, российские ретейлеры пока только вырабатывают навыки эффективной продажи рыбы. В сетевых магазинах зачастую нет ни оборудования, ни специалистов. Мало кто готов закупать дорогие, но качественные холодильники, строго контролировать температурный режим или помогать ориентироваться потребителю.

«Нас очень удручает вид рыбной полки практически во всех сетях. Мы видим, как рядом лежат продукция высокого качества и продукция, скажем так, дважды перемороженная в пакете со снегом. В результате покупатель думает, что это одно и то же», – указал Сергей Сенников.

Статистика и рекомендации


Общеизвестные рекомендации Минздрава определяют приемлемый уровень потребления рыбы и рыбных продуктов в 22 кг в год. «Если посмотреть на динамику последних 10 лет, то в целом среднедушевое потребление у нас находится, как минимум до 2019 г., на весьма приемлемом уровне – порядка 21 кг», – рассказала независимый эксперт Союза участников потребительского рынка Наталья Иванова.

На практике это не такое уж большое количество – чуть более 60 г рыбы в день для взрослого человека. Правда, к методике расчетов Росстата, который основывается на вылове, у специалистов-рыбников много претензий. «По сути, в домохозяйствах население употребляет гораздо меньше рыбы. И цифры называются от 13 до 17 кг», – указала эксперт.

Но даже эти данные – не более чем «средняя температура по больнице», поскольку частота присутствия рыбы в рационе сильно разнится в зависимости от региона, групп населения, пола, возраста и других демографических характеристик. По словам Натальи Ивановой, у неработающих пенсионеров потребление рыбы выше, чем среднее по России – порядка 30-32 кг в год. Тогда как у многодетных семей либо молодых семей уровни потребления значительно ниже.

Эта разницу можно объяснить опять-таки не одинаковыми финансовыми возможностями. Но ведь на самом деле в витринах магазинов встречаются далеко не только атлантический лосось, тунец, палтус или даже треска, цена на которых может ощутимо кусаться. Российские рыбаки в гораздо больших объемах ловят менее пафосного минтая, скумбрию, навагу, камбалу, путассу, сардину-иваси и прочие недорогие виды рыб. В теории это позволяет представить в супермаркетах ассортимент на самый разный кошелек.

«В нашей стране рыбы достаточно, чтобы удовлетворить спрос любого потребителя. Но не все понимают ценность этой рыбы. Та же самая скумбрия с большим содержанием жира и омега-3 по своим питательным свойствам не хуже, чем любой выращенный лосось, – напомнил Сергей Сенников. – У поставщиков есть достаточно большой потенциал по увеличению спектра продукции и ее презентации. Но все это должно происходить на фоне популяризации потребления рыбы в целом, причем начиная с детского возраста».

Как в этой ситуации может действовать государство? «Помимо информационных и просветительских программ, которые нужно делать, государство может сделать госзаказ», – предложил Александр Борисов. Он напомнил, что по расчетам, централизованные закупки для школ, армии, тюремной системы и других госнужд способны поглотить до 700 тыс. тонн рыбы – более чем серьезный вклад в ее продвижение к потребителю. Еще одна перспективная точка приложения сил – это программа адресной продовольственной помощи, идея которой сейчас активно обсуждается в ведомствах.

Определенные шаги способны предпринять и торговые сети. «Очевидная задача – улучшить привлекательность рыбной полки, – поддержал мнение рыбаков представитель ТПП. – Можно стимулировать продажи рыбы с помощью промоакций. И, разумеется, совместное планирование с переработчиками, может быть, даже создание новых брендов или СТМ. Здесь есть поле для работы, и это могло бы привести к взаимной пользе и рыбникам и ретейлу».

Fishnews
 
 
« Назад


Добавить новость

Вы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.
Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале.
Перейти в раздел добавления новостей »

Архивы новостей


Ноябрь 2024

Октябрь 2024

Сентябрь 2024

Август 2024

Июль 2024

Июнь 2024

Май 2024

Апрель 2024

Март 2024

Февраль 2024

Январь 2024

Декабрь 2023

Ноябрь 2023

Октябрь 2023

Сентябрь 2023

Август 2023

Июль 2023

Июнь 2023

Май 2023

Апрель 2023

Март 2023

Февраль 2023

Январь 2023

Декабрь 2022

Ноябрь 2022

Октябрь 2022

Сентябрь 2022

Август 2022

Июль 2022

Июнь 2022

Май 2022

Апрель 2022

Март 2022

Февраль 2022

Январь 2022

Декабрь 2021

Ноябрь 2021

Октябрь 2021

Сентябрь 2021

Август 2021

Июль 2021

Июнь 2021

Май 2021

Апрель 2021

Март 2021

Февраль 2021

Январь 2021

Декабрь 2020

Ноябрь 2020

Октябрь 2020

Сентябрь 2020

Август 2020

Июль 2020

Июнь 2020

Май 2020

Апрель 2020

Март 2020

Февраль 2020

Январь 2020

Декабрь 2019

Ноябрь 2019

Октябрь 2019

Сентябрь 2019

Август 2019

Июль 2019

Июнь 2019

Май 2019

Апрель 2019

Март 2019

Февраль 2019

Январь 2019

Декабрь 2018

Ноябрь 2018

Октябрь 2018

Сентябрь 2018

Август 2018

Июль 2018

Июнь 2018

Май 2018

Апрель 2018

Март 2018

Февраль 2018

Январь 2018

Декабрь 2017

Ноябрь 2017

Октябрь 2017

Сентябрь 2017

Август 2017

Июль 2017

Июнь 2017

Май 2017

Апрель 2017

Март 2017

Февраль 2017

Январь 2017

Декабрь 2016

Ноябрь 2016

Октябрь 2016

Сентябрь 2016

Август 2016

Июль 2016

Июнь 2016

Май 2016

Апрель 2016

Март 2016

Февраль 2016

Декабрь 2015

Ноябрь 2015

Октябрь 2015

Сентябрь 2015

Март 2015

Февраль 2015

Январь 2015

Декабрь 2014

Ноябрь 2014

Октябрь 2014

Сентябрь 2014

Август 2014

Июль 2014

Июнь 2014

Май 2014

Апрель 2014

Март 2014

Февраль 2014

Январь 2014

Ноябрь 2013

Октябрь 2013

Сентябрь 2013

Август 2013

Июль 2013

Июнь 2013

Май 2013

Апрель 2013

Март 2013

Февраль 2013

Январь 2013

Декабрь 2012

Ноябрь 2012

Октябрь 2012

Сентябрь 2012

Август 2012

Июль 2012

Июнь 2012

Май 2012

Апрель 2012

Март 2012

Февраль 2012

Январь 2012

Декабрь 2011

Ноябрь 2011

Октябрь 2011

Сентябрь 2011

Август 2011

Июль 2011

Июнь 2011

Май 2011

Апрель 2011

Март 2011

Февраль 2011

Январь 2011

Декабрь 2010

Ноябрь 2010

Октябрь 2010

Сентябрь 2010

Август 2010

Июль 2010

Июнь 2010

Май 2010

Апрель 2010

Март 2010

Февраль 2010

Январь 2010

Декабрь 2009

Ноябрь 2009

Октябрь 2009

Сентябрь 2009

Август 2009

Июль 2009

Июнь 2009

Май 2009

Апрель 2009

Март 2009

Февраль 2009

Январь 2009

Декабрь 2008

Ноябрь 2008

Октябрь 2008

Сентябрь 2008

Август 2008

Июль 2008

Июнь 2008

Май 2008

Апрель 2008

Март 2008

Февраль 2008

Январь 2008

Декабрь 2007

Ноябрь 2007

Октябрь 2007

Сентябрь 2007

Август 2007

Июль 2007

Июнь 2007

Май 2007

Апрель 2007

Март 2007

Февраль 2007

e-mail: info@fishportal.ru © Fishportal 2024. Все права защищены.