В промышленной добыче лосося скандал. Рыбопромышленная компания, имеющая в пользовании самую лососевую мекку в Приморье – участки возле реки Самарги, получила сырьевой карт-бланш от руководителя Приморского агентства по рыболову – заместителя председателя комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб, распределяющей объемы лосося в Приморья, Валерия Корко.
Лосось делили в начале мая. Однако еще перед началом заседания рыбаки Тернейского района знали, что их традиционному промыслу горбуши на море может быть нанесен непоправимый удар. Руководитель комиссии внес в повестку заседания «новаторство». Сославшись на рекомендации некой стратегии добычи лосося, разработанной для Приморья, чиновник предложил ввести «олимпийский принцип» при добыче лососей.
Промышленные предприятия соревнуются в своем умении добывать рыбу, но каждый на своем рыболовном участке разной продуктивности. Рыбная наука озвучивает, какой объем рыбы можно добыть, устанавливая сроки добычи, и с началом промысла рыбаки выходят на рыболовные участки. Как только предприятия вылавливают разрешенный объем к вылову, промысел закрывают.
Законодательно этот соревновательный принцип закреплен в отношении тех объектов промысла, на которые не устанавливается общий допустимый улов (ОДУ). И его главное условие – это равный доступ пользователей к ресурсу. Рыбаки ловят в одном промысловом районе, однотипными орудиями лова.
А вот на промысле лосося подобное равноправие обеспечить не представляется возможным. Приморские рыбаки ловят на морских участках, «привязанных» к конкретным лососевым рекам. На севере Приморья таких участков всего восемь. Правом вести вылов наделены две группы бизнеса – ООО «Акватехнологии» на одной группе участков и ООО «Тройка» и связанное с ней ООО «Единские промыслы» на другой группе участков.
Суммарно аффилированные «Тройка» и «Единские промыслы» контролируют пять лососевых участков возле устьев рек Единки, Самарги, Светлой. Компания «Акватехнологии» имеет участки в районах устьев рек Кемы, Кабаньей и Венюковки.
В научных трудах по лососям описывается, что в Приморье основное стадо крупной горбуши весом до двух килограммов традиционно идет в реки Самаргу и Единку. Это самые северные реки в подзоне Приморье, и рыба вначале идет в эти крупные реки.
На основе этих данных ТИНРО-Центр во все времена рекомендовал комиссии по анадромным выделять на участки возле Самарги и Единки до 70% от разрешенного объема вылова лососевых. Оставшиеся 30% наука традиционно рекомендовала к вылову на остальных участках, расположенных южнее этих рек. Председательствовавший на заседании комиссии, распределяющей объемы добычи лосося в Приморье, отлично знает нюансы подхода рыбы в северных реках. Корко, как представитель исполнительной власти, заинтересован в том, чтобы местные предприятия максимально осваивали выделенные им объемы горбуши.
Однако в этом году комиссия абстрагировалась от ежегодных рекомендаций науки и решила руководствоваться «Стратегией промысла тихоокеанских лососей в Приморском крае в 2021 году», которая была представлена на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета без обсуждения с приморскими рыбопромышленниками, задействованными в промысле лосося.
Стратегия рекомендует комиссии разрешить промысел горбуши только в Тернейском районе с 1 июня по 15 июля и «организовать промышленное рыболовство горбуши на группе рыболовных участков (РЛУ) № 3–9». При таком подходе преимущество только у пользователя участков, расположенных на реках Единке и Самарге.
Между тем стратегия не является нормативным актом, который необходимо исполнять комиссии. Это рекомендации, согласно которым комиссия организует промысел лосося в Приморском крае. Руководство комиссии понимало, что для того чтобы все пользователи участков имели равные возможности добывать лосося, они должны были получить разрешение рыбачить на всех участках. Именно об этом говорили членам комиссии представители Пограничного Управления ФСБ по Приморскому краю и президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Геннадий Мартынов, когда выступали против схемы промысла на группе РЛУ.
По мнению представителей АРПП, «олимпийский принцип» в Приморье приведет к тому, что пользователи участков возле рек Самарги и Единки получают самый первый и самый мощный ход горбуши ввиду того, что рыба идет с севера на юг, и поэтому у них все шансы единолично освоить 100% выделенных наукой объемов. При том что, по данным науки, на северных участках рыба появляется на две–три недели раньше, чем на южных.
Лососевое преимущество самых крупных рек бассейна Японского моря подзоны Приморья легко проследить на основе статистики промысла. В 2016 г. общая квота по горбуше была 5 368 тонн, и на участках возле Самарги поймали 4 791 тонну. В 2018 г. из рекомендованного наукой к вылову 1 002 тонн в том же районе добыли 784 тонны, в 2020 г. при квоте в 1 304 тонн вылов «Тройки» составил 837 тонн.
Однако данные статистики комиссией не были учтены. Все аргументы о том, что рыбаки на южных участках могут потерять свои 20–30% вылова – проигнорированы. При этом формально Корко вроде выполнил пожелания, указанные в стратегии, а по факту решение комиссии привело к тому, что уже в этом году рыбаки южных участков приняли решение не выставлять невода на промысел.
26 мая представители рыбопромышленников, выступающие за сохранение своих объемов вылова, отправили письмо в адрес заместителя председателя комиссии, в котором открыто заявили, что принятое решение ставит рыбаков в неравные условия. В 2021 г. наука рекомендовала добыть 116 тонн горбуши. Нет сомнений, что эти объемы будут выбраны за несколько дней после начала путины на северных участках.
«В 2021 г. по вышеизложенным причинам компания не будет осуществлять вылов горбуши на своих рыболовных участках», – возмущаются рыбаки. Ответ руководителя Приморского агентства по рыболовству и заместителя председателя комиссии обескуражил рыбопромышленников. Как следует из документа, причиной, по которой рыбаки северных участков получили возможность выбирать весь объем, разрешенный наукой, стала именно низкая продуктивность южных участков. В ответе руководителя Приморского агентства по рыболовству указано, что учитывалось постоянное неосвоение в последние годы объемов прогнозируемого вылова горбуши, в том числе из-за невозможности точного прогнозирования подхода к конкретным рыболовным участкам и оперативного перераспределения».
Странную логику чиновника рыбаки не поняли. Выходит, что их вина в том, что рыба к их участкам не подошла, и поэтому их нужно лишить даже шанса на освоение ранее закрепленных лимитов по горбуше. Как иначе понимать ответ Валерия Корко, который указывает, что компания «Акватехнология» в 2018 г. из рекомендованного вылова в 315 тонн добыла всего 100, а в 2020-м из разрешенных к добыче 255 тонн, в невода компании попалось всего 29 тонн горбуши.
По мнению рыбаков, винить их за низкий показатель освоения квот нельзя. Они добросовестно выставляют невода, и если рыба на их участках не появилась, это для них убытки. Подобная ситуация регулярно наблюдается на Камчатке, но власти региона не ущемляют права одних рыбаков, а стараются поддержать предприятия. Если рыба по биологической причине в какой-то год «пошла» только на одной реке, то комиссия может оперативно собраться и перекинуть объемы с одного участка на другой. Главное, что в следующий год компанию не лишают исторически закрепленных объемов лосося.
В Приморье, видимо, чиновникам не очень хочется готовить оперативное заседание комиссии по переброске лимитов с участка на участок, и они решили вопрос кардинально – пусть все лимиты будут выбраны на самой продуктивной реке.
Но на горбуше история не закончилась. Как сказано в письме чиновника, «если применение «олимпийского принципа» промысла даст положительный результат, такая же мера регулирования будет применена на промышленном лове кеты».
В том, что бригады рыбаков на Самарге поймают 116 тонн горбуши, сомнений нет. Они обеспечат чиновнику Валерию Корко нужный результат. И как бонус получат возможность выбрать все квоты на кету, ведь у этой компании есть также участки в Ольгинском районе, в которые рыба заходит раньше, чем на участки, расположенные южнее, – в Амурском заливе. А значит, рыбаки, имеющие в пользовании участки на юге подзоны, будут нести финансовые потери, глядя, как их коллеги пользуются «нежданно» свалившимися лососевым новаторством.