Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 17.06.2021 - Рыбный сезон с задержкой | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
17.06.2021 - Рыбный сезон с задержкойВ рамках программы «квота под киль» на российских верфях размещено беспрецедентное в истории современной России количество контрактов на строительство рыбопромыслового флота для Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов: 94 судна общей стоимостью более 260 млрд руб.
Однако построены пока только первые пять траулеров, из которых три — были переданы рыбакам в 2020 году. До включения в российское законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в 2017 году механизма квот на инвестиционные цели строительство рыбопромысловых судов на российских верфях практически не осуществлялось. Благодаря принятому правительством Российской Федерации механизму инвестиционных квот планировалось обновление порядка 80% мощности флота в Северном бассейне и 40% для Дальнего Востока. Механизм поддержки рыбной отрасли предполагает предоставление квот на добычу водных ресурсов в обмен на строительство судов или перерабатывающих мощностей на территории России, оснащенных новым перерабатывающим оборудованием, выпускающих продукцию с высокой степенью переработки. Все крупнотоннажные суда и большинство среднетоннажных должны иметь на борту полный цикл безотходной рыбопереработки. Это позволит повысить эффективность добычи, переработки и транспортировки водных биоресурсов. Однако не все ожидания оправдываются в полной мере: графики строительства судов регулярно сдвигаются «вправо». За время действия механизма инвестквот в эксплуатацию введено пока только пять рыболовных судов, из которых три в прошедшем 2020 году (из четырех планируемых к сдаче, согласно актуализированным графикам строительства, и из 12, предусмотренных первоначальными графиками). Среди данных судов:
В рамках программы «квота под киль» на российских верфях размещены контракты на строительство 94 рыбопромысловых судов для Северного и Дальневосточного рыбохозяйственных бассейнов общей стоимостью более 260 млрд руб. В рамках первой заявочной кампании в 2018 году были законтрактованы 33 судна, еще 10 судов — по результатам третьего этапа заявочной кампании в 2019 году, 35 судов — по результатам крабовых аукционов 2019 года и 16 судов — по результатам пятого-седьмого этапов заявочной кампании в 2020 году. Дополнительно 30 октября 2020 года (четыре лота) и 29 января 2021 года (один лот) Росрыболовством подведены итоги по распределению пяти лотов из шести по квотам на вылов (добычу) глубоководного краба, по результатам которых инвесторы должны в 2021 году заключить судостроительные контракты. Механизм инвестквот позволил приступить к крупнейшим со времен СССР проектам серийного строительства: 10 траулеров-процессоров длиной 108 м, которые строятся на «Адмиралтейских верфях» для «Русской рыбопромышленной компании». Также из крупнотоннажных судов следует отметить 10 траулеров 80 м для ГК «Норебо», строящихся на «Северной верфи», и шесть судов для РК им. Ленина на заводе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» (Камчатский край).
Отдельно следует остановиться на вопросах импортозамещения. Если раньше, при старте программы, считалось, что российским в судне может быть только корпус, то на сегодняшний день ситуация изменилась. Благодаря заложенным требованиям доля российского оборудования и материалов изначально должна была составлять не менее 30%, а теперь — не менее 40%. На строящихся в России рыбопромысловых судах уже активно применяются российские электрораспределительные устройства, интегрированные системы управления, арматура, отдельные позиции радионавигационного оборудования. Дополнительным вектором развития строительства рыбопромысловых судов является решение вопроса сокращения углеродных выбросов, применения низкосернистого судового топлива и экологичных хладагентов. «Зеленый» образ российской рыбной продукции также будет обеспечен переходом к безотходной переработке уловов на борту судов. Это не только условие экономической эффективности и мировой конкурентоспособности отечественного рыболовства, но и бережное отношение к морской экологии. Однако на текущий момент очевидно, что отсутствие опыта реализации аналогичных проектов на протяжении почти 30 лет не могло пройти бесследно. В совокупности с санкционными рисками и противоэпидемиологическими ограничениями в 2020 году произошло отставание от графика строительства почти всех судов, составляющее от полугода до двух лет. Из-за задержки строительства судов на российских верфях рыбопромысловые компании оказались в сложном положении: если судно не сдается вовремя, то компания рискует не получить свою квоту на вылов и вынуждена продолжать оплачивать банковскую гарантию. Помимо этого, у заказчиков увеличиваются расходы, как из-за эксплуатации физически и морально устаревшего флота, так и в связи с ростом стоимости реализации инвестиционных проектов. В данных условиях до момента освоения серийного строительства современных и высокотехнологичных рыбопромысловых судов, а также налаживания производства конкурентоспособного отечественного судового комплектующего и специализированного оборудования в рамках программы импортозамещения ключевым фактором успешности реализации подобных проектов является точечная и сбалансированная государственная поддержка. В частности, благодаря постановлению правительства Российской Федерации от 29 июля 2020 г. № 1138, предусматривающему предоставление субсидии из федерального бюджета в размере 20% от стоимости строительства нового судна, строительство 15 судов осуществляется либо планируется к осуществлению на предприятиях Дальнего Востока. В этой связи, с целью снижения финансовой нагрузки на заказчиков в качестве нефинансовой меры поддержки со стороны заказчиков предлагается обеспечить возможность предоставления инвестквот инвесторам уже в текущем году, при условии подтверждения высокой готовности судна и возможности ввода в эксплуатацию судна не позднее 1 марта, следующего за годом такого подтверждения. Данное решение позволит рыбопромысловым компаниям исключить отсутствие ресурсного обеспечения добычи водных биоресурсов в год ввода объекта инвестиций в эксплуатацию. В свою очередь, судостроители считают целесообразным установление нулевых ввозных пошлин и НДС при ввозе судового оборудования, которое не производится в РФ (дополнение в постановление правительства РФ от 30 апреля 2009 г.№ 3 72), что позволит снизить стоимость строительства судна. Это прежде всего судовые двигатели, рыбоперерабатывающее и морозильное оборудование. Согласно оптимистическому прогнозу Минпромторга России, в 2021 году планируется сдача 13 судов, по пессимистическому — 9. Реализация любого из прогнозов не позволит превысить даже 25%-ю реализацию всех заказов. Рыбопромышленники и судостроители называют разные причины столь низких темпов обновления рыбопромыслового флота: от низкого качества исходных проектов, переданных заказчиками на заводы, до отсутствия компетенций в сфере строительства высокотехнологичных судов у последних. Но вне зависимости от причин текущего положения дел рыбаки заинтересованы в современном и эффективном флоте, соответствующем новым экологическим требованиям. В приобретении передовых компетенций по строительству таких судов заинтересованы и судостроители, в связи с чем, несмотря на большое количество сложностей, осуществление самого глобального строительства рыбопромысловых судов на российских верфях является хорошим плацдармом для развития всего российского судостроения и смежных отраслей промышленности. Алексей Тимофеев, Николай Шабликов portnews.ru |
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейНоябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2024. Все права защищены. |