Согласно выводам исследования, действующие налоговые льготы (режим ЕСХН, механизм уплаты ставок сборов за водные биоресурсы) не являются эффективным инструментом поддержки малых предприятий и не создают условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли.
В АСРФ напоминают, что вопросы ограничения применения ЕСХН в отрасли и изменения механизма уплаты ставок сборов за пользование ВБР в целях развития рыбопереработки включены в перечень поручений президента Владимира Путина по итогам заседания президиума Госсовета от 9 ноября 2015 г. Также в апреле 2021 г. президентом дано поручение о налоговых стимулах увеличения финансирования инвестиционных проектов на российской территории за счет собственной прибыли.
Как следует из отчета НИФИ, для российского морского рыболовства характерна высокая концентрация капитала. Крупнейшие компании и группы компаний (холдинги) создают около 50% общей выручки отрасли. Около 90% выручки проходит в отчетах по укрупненному виду деятельности «морское рыболовство».
Экспертами НИФИ выявлено, что около половины крупнейших компаний и холдингов сегодня широко применяют льготы – режим ЕСХН, налог на прибыль по ставке 0%, 15% размера ставок сбора за пользование водными биоресурсами.
В целях применения налоговых льгот (ЕСХН и уплаты ставок сборов за пользование объектами водных биоресурсов в размере 15%) правительством утвержден перечень из 40 градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций (ГПО). Из них морское промышленное рыболовство, которое затрагивает исследование НИФИ, осуществляют всего 24. При этом 5 входят в состав крупнейших холдингов, 5 относятся к среднему бизнесу и лишь 14 – к малым предприятиям.
Приведенные экспертами НИФИ расчеты подтверждают, что сам по себе факт принадлежности предприятий к ГПО не должен определять применяемые льготы, поскольку ГПО, входящие в состав холдингов, имеют исходный экономический потенциал на уровне крупнейших и средних предприятий.
Таким образом, режим ЕСХН вместо достижения своей цели – поддержки предприятий, находящихся в объективно менее благоприятных экономических условиях, приводит к тому, что они ущемляются в конкурентной борьбе с более крупными компаниями. В свою очередь, это может приводить к их вытеснению с рынка, сокращению рабочих мест и иным негативным социально-экономическим последствиям.
Выпадающие бюджетные доходы в связи с предоставлением льгот по ЕСХН на поддержку крупнейших предприятий отрасли оцениваются не менее 5 млрд рублей в год. Кроме того, на крупнейшие предприятия и холдинги приходится 29% объема льгот по сбору за пользование ВБР (3,5 млрд рублей).
По выводам экспертов, результат действующего регулирования таков:
– снижение поступлений налога на прибыль и от уплаты ставок сбора за пользование водными биоресурсами в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
– создание неравных конкурентных условий менее крупным компаниям и компаниям, не имеющим холдинговую структуру.
Вносятся следующие предложения:
- Применить в морском промышленном рыболовстве ЕСХН исключительно для малых предприятий (выручка до 800 млн. руб.), не аффилированных с иными участниками отрасли.
- Доработать законопроект по изменению механизма уплаты ставок сборов за ВБР, дополнив его стимулами реализации отраслевых инвестиций на период становления инвестпроектов (5 лет).
- Исключить ГПО из механизмов режима ЕСХН и льгот по уплате ставок сборов за ВБР в целях предотвращения возможности ухода от уплаты налога на прибыль и льгот по ставкам сбора крупнейшими организациями отрасли и в рамках холдингов
Ожидается, что внедрение этих предложений позволит получить повышение доходов консолидированного бюджета на 21,6 млрд рублей (4 млрд рублей в федеральный бюджет и 17,6 млрд рублей в региональные бюджеты) при учете указанных предложений, в том числе:
– 6,1 млрд рублей в результате реформирования ЕСХН (0,9 млрд рублей в федеральный бюджет и 5,2 млрд рублей в региональные бюджеты);
– 15,5 млрд рублей в результате реформирования ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов (3,1 млрд рублей в федеральный бюджет и 12,4 млрд рублей в региональные бюджеты).
Кроме того, предполагаются и следующие эффекты:
- Создание единых и справедливых конкурентных условий налогообложения в отраслевом сегменте и стимулов инвестиций на российской территории в обновление судов рыбопромыслового флота и рыбопереработку.
- Реализация отраслевых инвестпроектов и создание условий для дальнейшего роста инвестиций (сохранение темпа роста инвестиций на уровне 41,7%).