Суть предлагаемых новаций Михаил Синев разъясняет на примере рыбы, которую выловили во Владивостоке и везут в Москву. Как только рыбу выловили, ее должны быстро заморозить (в течение 2 часов) до –18 °С, и такую температуру необходимо поддерживать на протяжении всей транспортировки товара, а также в магазине, где рыбу купит потребитель. «Вот это и есть непрерывная холодильная цепь от момента вылова до момента реализации», – поясняет эксперт.
Сейчас тотального контроля за температурой при перевозке продукции в России нет, отмечает эксперт. В 2021 году каждая вторая отправка скоропортящегося груза проходила без температурного контроля. Об этом сообщили в Научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС»).
«Это неминуемо влекло за собой ухудшение качества пищевых продуктов во всей последующей цепи, – рассказал Денис Давыдов, старший научный сотрудник АО «НИИАС».
«Суть нашего законопроекта в том, чтобы на каждом этапе этой непрерывной холодильной цепи, от момента производства до момента реализации продукции, каждое звено отвечало за температурный режим», – подчеркивает Михаил Синев.
Кто будет следить за соблюдением температурного режима?
Для прослеживаемости температурного режима при перевозке продукции предлагается создавать саморегулируемые организации, в которые будут входить агенты непрерывной холодильной цепи. «Например, агент НХЦ – железнодорожный оператор, у которого должен быть освидетельствован соответствующим образом подвижной состав», – приводит пример Михаил Синев.
Саморегулируемые организации будут созданы по территориальному или отраслевому принципу, они станут следить за работой агентов НХЦ.
Для обеспечения непрерывного температурного контроля необходимо специальное оборудование. Это рефрижераторные контейнеры с системой телеметрии, которые изготавливают в Китае.
Около 10 российских операторов уже имеют парк рефрижераторных контейнеров, то есть рынок к нововведениям технически готов, считает Михаил Синев. Эксперт объясняет принцип работы данного оборудования: если внутри контейнера температура повышается или понижается против заданной, то ее уровень регулируется автоматически. Например, такую систему внедряет крупный ретейлер X5 Group.
В 2020 году по поручению правительства в России проводили эксперимент по сквозному контролю за соблюдением температурного режима при перевозке скоропортящихся продуктов. В этих испытаниях принимал участие Россельхознадзор.
Эксперимент запустили специально в жаркое время, в конце июня. Температурный режим контролировали при перевозке таких скоропортящихся продуктов, как мясо, рыба и полуфабрикаты. Тестировали систему контроля на всех видах транспорта: автомобильном, железнодорожном и морском. Для этого систему Россельхознадзора «Меркурий» интегрировали с системой «АСМ ЭРА» на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».
Эксперимент продолжался до конца октября. За это время перевезли 10 партий товаров в 18 контейнерах. В ходе испытаний производились тестовые сбои заданной температуры грузов. В случае нарушения температурного режима владелец партии получал уведомление. Уведомление поступало и получателю груза, который должен был обратить внимание на выявленное несоответствие.
Такая система работы также позволит снизить количество досмотров грузов в процессе перевозки, а значит, транспортировка станет быстрее, отмечали по итогам эксперимента в Россельхознадзоре.
Законопроект о непрерывной холодильной цепи планируется внести на рассмотрение в Госдуму в осеннюю сессию. В случае его принятия действие документа будет распространяться на всю пищевую продукцию, поскольку от ее безопасности зависит здоровье потребителей.