Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 23.03.2023 - Господдержка судостроения: ... | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
23.03.2023 - Господдержка судостроения: надо было начинать вчераСанкционное давление на Россию, особенно усилившиеся в течение 2022-го года и продолжающееся в 2023-м, вероятно, не ослабнет в дальнейшем. На этом фоне такая стратегически важная для экономики сфера промышленности, как судостроение, остро нуждается в мерах поддержки. Ведь она обеспечивает не только множество рабочих мест, но и другие отрасли, в том числе рыбодобычу, транспорт и торговлю.
Несмотря на пристальное внимание, уделяемое отрасли со стороны федеральной власти, эффект от таких мер будет ощущаться не сразу. Еще в декабре во время организованного Государственной думой на площадке форума «Российский промышленник» расширенного заседания межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создание рынков для отечественного бизнеса» специалисты высказывались о необходимости экстренных действий. «Зависимость от импорта привела к недопустимому дефициту судового оборудования на верфях: от главных двигателей и дизель-генераторов до лакокрасочных покрытий. Очевидна и критическая нехватка отечественных судов всех типов и тоннажа», – заявил первый заместитель председателя Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы Рифат Шайхутдинов. Фактически, вся судостроительная отрасль в течение многих лет занималась постройкой судов из иностранных комплектующих: ставила импортные агрегаты, навигационное оборудование и практически всю остальную оснастку. На некоторых предприятиях отечественными были только стальные листы, из которых строились корпуса. Сегодня в условиях санкций доступ к широкому списку необходимого оборудования стал либо чрезвычайно сложным, либо полностью невозможным. В качестве выхода можно рассматривать несколько способов действий: применение сухопутного оборудования для нужд кораблестроителей – маринизация; использование оборудования собственного производства из запасов Министерства обороны – конверсия; создание новых продуктов для этого рынка – инжиниринг (самостоятельный, либо в кооперации с другими, возможно, зарубежными, обладателями технологий). Но самый простой и наиболее актуальный на сегодня способ – поиск новых путей к поставщикам за границей и все тот же импорт. «Конверсия в условиях военного времени маловероятна потому, что производственные мощности Минобороны и так загружены госзаказом. Приобретение оборудования у министерства требует преодоления серьезных бюрократических процедур и отнимает много времени. К тому же военные агрегаты в большинстве своем разрабатывались 20-40 лет назад и на десятилетия отстают от коммерческих аналогов», – рассказал начальник организационного отдела АО «Восточная верфь» Владимир Калинич. В числе мер поддержки, предлагаемых государством, имеются финансовые, в частности – субсидии на уплату процентов, лизинг гражданских судов и льготное финансирование. Один из примеров: 80,5 млн рублей на льготных условиях под 1% годовых на 5 лет для модернизации производства получит АО «Судостроительный завод имени Октябрьской революции» (г. Благовещенск). Это позволит ему нарастить объемы выпуска продукции на 2 судна в год. А благодаря внутриотраслевым мерам, размещая заказы и субсидируя строительство, государство обеспечило заказами такие предприятия, как ПАО «Находкинский судоремонтный завод», АО «Восточная верфь» (Владивосток), АО «Хабаровский судостроительный завод». Каждое получило заказ на строительство от 2 до 8 рыболовных и краболовных судов. Суммарный объем инвестиций оценивается в 26 млрд рублей и до полумиллиарда – на компенсацию стоимости дорожающих материалов. В России сегодня строится 302 судна, в отрасли занято более 165 тыс. человек. В частности, заказы на 16 из 41 судов краболовов, строящихся в РФ, размещены на верфях Дальневосточного федерального округа. «Решения о выделении средств приняты совсем недавно, но до конкретных адресатов деньги еще не дошли. Из озвученного перечня мер поддержки мы не обнаружили ничего, что бы полностью удовлетворяло запросам нашего предприятия. Одна из серьезных проблем, к которой мы давно пытаемся привлечь внимание федеральной власти, является выявленное ограничение налоговой системы, а именно: в действующей редакции Налогового кодекса РФ имеется существенный правой казус в части возмещения «входящего» НДС непосредственно для предприятий, осуществляющих строительство рыболовных судов. Стоимость контрактов между верфями и заказчиками и авансирование строительства по ним осуществляется по ставке НДС 0%. При этом верфи, в процессе исполнения контрактов, закупают комплектующие, материалы и услуги для строительства с применением ставки НДС 20% и не имеют право на возмещение «входящего» НДС в процессе строительства судов. Таким образом, при портфеле заказов в 14 млрд руб. верфи вынуждены привлекать дополнительное финансирование в объеме свыше 2 млрд руб. на срок до 5 лет», – рассказала заместитель директора по экономике и финансам ПАО «Находкинский судоремонтный завод» Мария Панёк. По ее словам, предприятие может получить какую-то компенсацию, но только после постройки и сдачи судна – полного выполнения контракта (то есть не раньше, чем через 3 года) – и после рассмотрения всех запросов налоговыми органами. Но в течение всего этого периода корабелы тратят свои деньги, или заемные, выплачивая, соответственно, еще и проценты. В феврале 2023 года Правительство РФ согласовало значительное финансирование обновления гражданского водного транспорта. В 2023-2027 годах на отечественных верфях планируется построить 260 судов: 119 грузовых, 73 пассажирских, баржи и другие суда. Инвестиционная программа оценивается в 231 млрд руб., из которых 136 млрд руб. будут выделены из Фонда национального благосостояния, еще 85 млрд руб. привлечены с рынка. «Лизинг для судовладельцев – хорошая мера поддержки. Государство может выделять средства на обновление фондов компаниям, в которых имеет долю собственности. А полностью частные судостроители, каких большинство, тоже нуждаются в обновлении фондов, но при этом сами изыскать такие суммы не могут, как не могут получить их от государства. И не могут дать государству гарантии обеспечения этих средств. Предприятия пытаются входить в соответствующие программы на условиях концессии. Проблема в том, что окупаемость нового дока – несколько десятков лет, и рисковать огромными суммами на такие периоды никакие финансовые институты не решаются», – рассказала Мария Панёк. Отдельно стоит вопрос разработки и создания собственных аналогов морского оборудования для нужд флота. Соответствующие компетенции по разработке либо утеряны, либо просто никогда не имелись на большинстве предприятий судостроительной отрасли. Сегодня требуется воссоздание этой школы с нуля, либо организации централизованного института проектирования, а также производственной инфраструктуры. Предприятия, занимающиеся только постройкой судов, позволить себе подобного не могут. «Разработка оборудования требует наличия на предприятии конструкторского бюро и соответствующей опытно-производственной базы, чего у 99% судостроителей просто нет, как нет и возможности содержать всё это хозяйство. Самый доступный для нас способ остается прежним: импорт у тех поставщиков, которые не связаны санкциями, и через посредников, способных обеспечить покупку», – рассказал начальник организационного отдела АО «Восточная верфь» Владимир Калинич. Но если заниматься разработкой и созданием нового оборудования только в интересах собственного производства компании не могут, то вариант содержания одного централизованного КБ и соответствующих опытно-производственных мощностей, действующих в интересах большой группы компаний, оценивается как вполне вероятный. По мнению участников отрасли, хорошим решением было бы финансирование в комплексе с недавно предложенным Минпромторгом пакетом стандартизованных проектов, обеспеченных всем необходимым. В таком случае судостроители избавятся от необходимости искать агрегаты и приборы, а будут использовать гарантированно имеющиеся. А заказчик получит необходимые ему суда. Перевод судостроительной отрасли с импорта на полностью отечественное производство потребует, вероятно, продолжительного времени. |
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейДекабрь 2024 Ноябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2024. Все права защищены. |