Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 11.10.2023 - В Калининградской области в... | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
11.10.2023 - В Калининградской области вырос объем поддержки аквакультуры и промыслового флотаО том, как проходит модернизация рыбного флота, развивается сектор аквакультуры в Калининградской области, и смогут ли они повлиять на доступность "Омега-3" для обычных потребителей, в интервью "РГ" рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Антон Андреевич, сколько водных ресурсов вылавливают сегодня калининградские рыбаки, хватает ли этих объемов для внутреннего рынка и экспорта? Антон Алиханов: Калининградская область традиционно была, есть и будет рыбацким краем. Это важная составляющая нашей экономики. Если говорить об объемах, то их можно охарактеризовать как стабильные. Это позволяет нам вводить новые мощности по рыбопереработке, модернизировать флот, строить новые суда для промысла не только в Балтийском море, но также в Калининградском и Куршском заливах, Атлантическом океане. На прилавках магазинов сегодня можно видеть традиционную для области салаку, кильку, камбалу, треску, леща, судака, окуня, корюшку и другую рыбу. В цифрах объемы вылова составляют около 250 тысяч тонн в год, из которых 200 тысяч тонн приходятся на Атлантику, 50 тысяч тонн - на Балтийское море и его заливы. Это позволяет полностью закрывать потребности внутреннего рынка и выходить на экспорт. Мы предполагаем, что в ближайшие годы объемы продукции, производимой в Калининградской области, вырастут за счет товарной аквакультуры. К слову об аквакультуре. Насколько активно она сейчас развивается в Калининградской области? Антон Алиханов: Могу сказать, что растет это направление довольно быстро. За последние пять лет производство товарной аквакультуры увеличилось на 35 процентов, рыбопосадочного материала - на 40 процентов. Мы с коллегами подсчитали, что за 2022 год калининградские хозяйства произвели 109 тонн товарной рыбы и 62 тонны мальков. Это в разы выше показателей 2021-го. Сейчас в регионе выращивают карпа, осетра, стерлядь, форель, речного угря. Последний, к слову, крайне популярен у туристов. Проект по его разведению является уникальным и единственным в России. Рассчитываем, что на прилавки магазинов рыбопромышленники смогут поставлять до 400 тон балтийского угря в год. Естественно, проект направлен не только на вылов, но и на восстановление популяции вида. Ежегодно в водоемы Калининградской области будут выпускать от 1,5 до 2,5 миллиона штук подрощенной молоди. Это поможет увеличить объемы вылова в заливах с 15 до 100 тонн в год. Первые 430 тысяч штук молодняка в Калининградский залив выпустили в сентябре прошлого года. В апреле 2023-го в регион дополнительно завезли еще 500 килограмм личинок угря, а 14 сентября в водоем отправили более миллиона штук подрощенной молоди. Лет через пять она пополнит промысловый запас региона. Кстати, первая партия товарного угря должна поступить в торговые сети уже в октябре. К концу года рыбоводное предприятие обещает вырастить 70 тонн этой рыбы, в 2024-м - уже 200 тонн. С октября в регионе начнем выращивать из икринок атлантического лосося. Первую партию рыбы стоит ждать в следующем году. Сам проект рассчитан до 2027-го. К этому времени предприятие нарастит объемы до 800-1000 тонн лосося в год. Ожидаем, что оба проекта закроют потребности как самих калининградцев, так и гостей области в красной рыбе и угре. Причем в живой и охлажденной продукции заинтересованы не только магазины, но и рестораны. Естественно, когда лосось и угорь будут полностью выращиваться в Калининградской области, то они станут более доступными на рынках и в торговых сетях. Производители говорят, что эта рыба будет на 40 процентов дешевле представленной в продаже сегодня. Размер улова напрямую зависит от мощностей рыбопромыслового флота. Сколько судов сегодня работают в акватории Балтийского моря и Атлантического океана? Проводится ли модернизация флота? Антон Алиханов: В советские годы в порту Калининграда базировались более 300 среднетоннажных и крупнотоннажных судов, которые добывали во всех районах Мирового океана порядка 900 тысяч тонн рыбы в год. Сегодня промысел ведут 19 судов. На них пять рыбодобывающих компаний работают в Атлантическом океане и вылавливают для Калининградской области до 200 тысяч тонн рыбы каждый год. В Балтийском море работает малотоннажный флот: в акваторию регулярно выходят 50 судов, а их годовой улов составляет около 50 тысяч тонн рыбы. Если проанализировать эти данные, можно сказать, что в настоящий момент речь идет не столько о количестве, сколько об эффективности современных судов, оснащенных передовыми технологиями и способных вылавливать и обрабатывать гораздо больше водных биоресурсов. В Атлантическом океане и Балтийском море калининградские рыбаки вылавливают до 250 тысяч тонн рыбы в год
По сути рыбопромысловой флот не модернизировали со времен Советского Союза. Полностью привести его в порядок непросто, но наши промышленники постепенно движутся в этом направлении. Так, благодаря господдержке уже обновили десять судов. На них полностью заменили двигатели, дизель-генераторы, гребные винты, установили гидролокаторы, осушительные насосы, гидравлические лебедки, вакуумные насосы. В трюмах появилась термоизоляция. Да и в целом суда модернизировали под наливные. Все же это основной способ доставки рыбы в нашем регионе. Флот становится современным и соответствующим экономическим реалиям. Калининградские промышленники признавались, что для доставки свежемороженой рыбы в регион не хватало рефрижераторных контейнеров. Удалось ли решить эту проблему? Антон Алиханов: Здесь сложности несколько в другом. Да, после введения санкций с российского рынка ушли европейские компании, и прекратили международные контейнерные перевозки. В качестве примера можно привести датскую Maersk. Швейцарская компания MSC сегодня доставляет морские контейнеры только до портов Санкт-Петербурга. Поэтому речь идет не о нехватке контейнеров, а о дополнительных затратах на их доставку из порта Усть-Луга Ленинградской области в Калининград. Эту проблему мы сейчас активно пытаемся решить. Региональная компания "Портовая Инфраструктура" приобрела кран грузоподъемностью 36 тонн, который в ближайшее время позволит разгружать контейнеры в Калининградском морском рыбном порту. Он, кстати, обладает необходимыми мощностями по выгрузке контейнеров, но находится под санкциями. Поэтому порт не работает с иностранными контейнерными операторами - только с российскими. Также обсуждается возможность захода российских рыболовных судов с районов промысла в северо-восточной части Атлантического океана для выгрузки рыбы в Калининграде. В этом случае наш регион будет надежно обеспечен сырьем для производства консервов и другой продукции, что позволит минимизировать контейнерные перевозки. Рыба все чаще становится для калининградцев деликатесом, ведь цены на нее растут. Можно ли их сдержать на уровне региона? Антон Алиханов: В настоящее время цены на местную рыбу зависят от трех основных факторов. Первый - сезонность, так как основная добыча в Балтийском море и его заливах осуществляется преимущественно весной и осенью. В этот период массового промысла вылавливается большой объем рыбы, соответственно, она стоит дешевле в местах ее реализации. Далее мы сталкиваемся с торговой наценкой. По закону производители, поставщики и продавцы могут самостоятельно устанавливать цены - ввиду того, что стоимость рыбы в местах продажи конечному потребителю может быть различной. Наценка торговых сетей на рыбу и рыбную продукцию в отдельных случаях может доходить до ста процентов. Третий фактор - значительное количество посредников: в торговой цепочке их, как правило, два-три. За счет этого тоже повышается цена. На рост стоимости океанической рыбы прямо влияют дополнительные расходы на логистику. Из-за введения санкций на международные контейнерные морские перевозки и железнодорожный транзит через "недружественные" государства предприятия рыбохозяйственного комплекса вынуждены ввозить и вывозить продукцию на паромах через Ленобласть. А это увеличение сроков доставки и рост ее стоимости. Калининградские хозяйства сосредоточились на выращивании осетровых, лососевых видов рыб и балтийского угря Чтобы рыба для калининградцев стала более доступной, необходимо сократить количество посредников таким образом, чтобы продукт попадал на прилавки торговых сетей напрямую от рыбаков. Также следует минимизировать торговые наценки - для этого рыбу нужно продавать в специальных магазинах или на сельскохозяйственных ярмарках. Возьмем корюшку, так любимую жителями и гостями региона. Каждую весну ее ловят в Куршском заливе. В тот момент, когда цены в торговых сетях достигают 500 рублей за килограмм, у рыбаков ее можно приобрести за 250 рублей. Напрямую свежую рыбу продают, например, рыболовецкие колхозы имени Матросова и "За Родину". Главный вопрос, который волнует всех промышленников в последнее время, - нехватка кадров. Многие вузы и колледжи региона готовят специалистов по "заказу" предприятий и организаций. Рыболовецкая отрасль смогла справиться с кадровым дефицитом? Антон Алиханов: Поскольку отрасль активно развивается, она, естественно, нуждается в хорошо подготовленных и квалифицированных кадрах. В этом нас сильно выручил федеральный проект "Профессионалитет". По нему в Калининградской области открыли рыбопромышленный кластер. Он базируется на территории морского рыбопромышленного колледжа, входящего в состав Калининградского государственного технического университета. Семь компаний региона стали участниками проекта и включились в образовательную деятельность. Главная особенность кластера в том, что он включает в себя весь производственный цикл, как на настоящем предприятии. Студенты на практике изучают, как происходит добыча рыбы, ее глубокая переработка, каким образом воспроизводят биологические ресурсы. Узнают об особенностях информационного, экономического и логистического обеспечения рыбохозяйственной деятельности. На выходе мы должны получить специалистов, которых не нужно заново всему учить на производстве - они сразу готовы к работе. В этом большой плюс совместной работы образовательного учреждения и промышленников. К концу 2025 года регион получит около полутора тысяч специалистов среднего звена в сфере рыболовства, аквакультуры и смежных отраслей.
Важный вопрос
А на новые суда регион может рассчитывать? Ведь бесконечно модернизировать и ремонтировать старые невозможно. Антон Алиханов: Конечно. Сейчас идет строительство двух новых промысловых судов, которые будут ловить рыбу в акватории Балтийского моря и отдаленных районах Мирового океана. В прошлом году мы спустили на воду малый сейнер-траулер "Всеслав". Это первый за долгие годы опыт проектирования и строительства промыслового судна в регионе. Сейчас строится еще одно судно такого же класса, которое позволит рыбакам круглый год ловить мелкосельдевые виды рыб на Балтике. Оно, конечно, будет значительно отличаться от своих предшественников. Многие процессы там автоматизированы, что снижает долю ручного труда. За месяц экипаж сможет добывать до одной тысячи тонн водных биоресурсов. В этом году впервые за 30 лет калининградская компания "Атлантрыб-флот" спустила на воду кормовой морозильный траулер-процессор "Дмитрий Кожарский". Построили его по государственной программе инвестиционных квот. Специализация судна - ловля донных видов рыб в Баренцевом и Норвежском морях. В будущем планируется построить еще два таких траулера. На месте мы не стоим. Конечно, ситуацию подпортили санкции, поскольку возникли трудности с поставкой строительных материалов и оборудования, необходимых для модернизации промыслового флота. Однако наши компании не сдались и нашли варианты импортозамещения. Сегодня многие комплектующие закупаются в других регионах России или дружественных странах, включая Китай.
Кстати
По словам губернатора, рыбная логистика изменилась не с точки зрения экспорта, а в плане завоза продукции в Калининградскую область. До введения санкций доставка осуществлялась по железной дороге и в морских контейнерах на паромах международными рейсами. Сегодня ситуация изменилась. Водные ресурсы, выловленные в Атлантическом океане и предназначенные для России, сначала доставляют на транспортных судах в порты Ленинградской области, а уже оттуда отправляют на паромах в Калининградскую область. Транспортные расходы увеличились, что негативно отразилось на ценах на рыбу в магазинах.
Справка "РГ"
Сегодня рыбную продукцию, изготовленную в Калининградской области, поставляют в другие регионы России, а также экспортируют в Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Молдавию, Таджикистан, Туркменистан, Грузию, Монголию и Тайвань. Объемы экспорта за 2022 и 2023 годы составили 119 тысяч тонн рыбной продукции, включая 24 миллиона тонн консервных банок. Часть рыбы из Атлантического океана калининградские рыбаки поставляют на Африканский континент - в Гану, Нигерию, Камерун, Марокко и Мавританию. Речь идет в первую очередь о путассу, сельди, сардине, сардинелле, ставриде и скумбрии. В 2022 году в этом направлении было экспортировано примерно 47 тысяч тонн рыбы. |
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейДекабрь 2024 Ноябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2024. Все права защищены. |