Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 16.10.2023 - Глава "Северной верфи" Игор... | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
16.10.2023 - Глава "Северной верфи" Игорь Орлов: Верфь убыточна из-за заказов в рамках инвестквот«Северная верфь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) закончила прошлый год с убытками из-за заказов в рамках инвестквот. Об этом сообщил генеральный директор судостроительного предприятия Игорь Орлов в интервью «Деловому Петербургу».
Северная верфь, как и другие, столкнулась с трудностями в строительстве гражданских судов. Что стало причиной?
— Мы преодолели огромное количество трудностей на разных этапах. Собралось всё: и внешние факторы, и управленческие, и многие другие. Да и текущая ситуация с экономическими санкциями, очевидно, больше сказывается на верфях, чем на инвесторах в рыболовецкий флот.
Наделали в своё время все возможные ошибки: начали строить "всё и сразу", запуская проекты через короткое время, имея на руках совсем небольшой пакет документов, чтобы начать. У верфи ведь не было рабоче–конструкторской документации ни на одну единицу тех судов, которые она взялась строить. Я же на некоторое время уходил из судостроения (с 2012 по 2020 год был губернатором Архангельской области. — Ред.), а когда вернулся, столкнулся с новым понятием — "проектная документация судна в постройке", или, сокращённо, ПДСП. Как можно было подписать контракт на строительство серии судов на его основе, не имея возможности в дальнейшем вернуться к оценке стоимости, объяснить не могу.
По всем документам, которые сегодня есть, любое отклонение от ПДСП нужно согласовать с заказчиком. Более того, вносить изменения в него можно только через договор заказчика с Росрегистром. А кроме того, он зачастую "придерживает" часть этих изменений и "не пускает" их в регистр, имея дополнительный рычаг давления на меня. А я регистру не могу предъявить судно, поскольку эти изменения не проведены через ПДСП. Вот под рукой есть цифры по ярусолову: задержка выпуска документации с момента начала строительства — полтора года. Количество изменений, внесённых в ПДСП, — более 600. Плюс уровень замены оборудования в процессе строительства в машинном отделении этого небольшого судна — более 30%.
Хорошо помню, что, когда работал со сложными проектами на "Звёздочке", контракт занимал 200–250 страниц, плюс приложений было около 600 страниц. Сейчас же контракт на строительство одного из судов для рыбаков у нас составляет 46 страниц вместе с приложениями.
Можно сколько угодно говорить о нашем судостроении, критиковать — и, безусловно, обоснованно, — но, стремясь поучаствовать в этом инвестпроекте и решить важную государственную задачу, нужно найти решение этого переплетения трудноразрешимых проблем. Да, суда сдаются, но это всё не благодаря, а вопреки.
Многие заказчики говорят, что в Турции траулеры строят быстрее и за те деньги, которые заранее обговорены. А также что проекты норвежские и по ним должно быть легко строить.
— Они лукавят. Турки заказчика ни в одно решение по проекту не пускают: сделаем заказ — придёте за судном. У нас же заказчик подписывает каждое построечное удостоверение, параллельно внося в него свои "хотелки". Так составлены контракты: они вообще во всём толкуются в пользу заказчика. Но и в защиту прежнего руководителя Северной верфи хочу сказать, что он подписывал их в условиях, когда ему было нечем платить людям зарплату. Эта история длится в судостроении с 1990–х: если сейчас контракт "не выхвачу", потом нечем платить будет.
У нас длинные циклы — по 3–5 лет, причём на разные виды производств, которые загружены в разные этапы строительства. То есть директор завода должен, пока одно судно достраивается, уже начинать новое. Отмечу, что маржинальность в судостроении — в среднем 3%. И вот с одним таким судном выясняется: уважаемый норвежский проектант схематично указал машинное отделение, а 30% того, что он там разместил, не влезает — ошибка проектирования.
У меня уже три корпуса ярусолова стоят готовые с той же проблемой. Началось перепроектирование машинного отделения — а это самое страшное, что может быть в судостроении: переразмещение платформы, двигателей, трассировки всех труб на всех судах одновременно.
Как повели себя европейские партнёры, когда объявили санкции?
— Можно было предположить всё что угодно, но когда более 10 млн евро заплачено за поставки различного оборудования в виде авансов и просто прекращены разговоры... Мы пытались наладить диалог, найти возможность оплатить этими деньгами какие–то другие работы, но увидели каменные лица наших "партнёров" и нежелание вести переговоры. Просто отвернулись, и всё. Я потом, может, в мемуарах напишу, как мы в условиях санкций сдавали суда с иностранными швартовными и якорными устройствами, которые требуют присутствия шеф–инженеров.
Если говорить точнее, европейцы нам должны более 12 млн евро. В числе лидеров — финская Wärtsilä, которая получила огромные средства. Мы проавансировали поставку трёх двигательных установок. Кроме того, у меня уже было приобретено ещё 22 их установки, которым требовалось сопровождение: решение оперативных вопросов, программное обеспечение, исправление замечаний по результатам испытаний. Они не выполнили никаких обязательств. А ведь есть ещё рыбофабрика, есть и другое оборудование.
"Наследники" европейцев, которые выкупили их российские "дочки", не смогли вам помочь?
— Они никакого отношения к этому не имеют, поставки шли через скандинавское юридическое лицо. Мы им предлагали: есть ваше поставленное оборудование, за которое мы ещё не до конца рассчитались. Перекиньте российской организации остаток, чтобы они помогли нам всё доделать. Нет. Воровство в чистом виде — другого определения у меня просто нет. Иски в российские суды мы подали, всё как полагается. Но перспективы туманны.
Сообщалось, что рыбопромышленная группа "Норебо" планирует забрать у Северной верфи часть своих недостроенных рыболовных траулеров. Так ли это?
— Да, они хотят забрать. У нас подписан договор на строительство серии из 10 судов, из них шесть уже на плаву, а четыре мы даже толком "не развернули". С учётом доработок каждое судно вышло дороже на треть, чем зафиксировано в контракте. Попытки проиндексировать его ничем не увенчались, вопрос поддержки со стороны государства находится в стадии решения. Поэтому идёт задержка по срокам и четыре траулера они решили не строить на данном этапе.
Не строить на Северной верфи?
— Как они говорят, не строить вообще. Жизнь покажет. Взаимозачёта по деньгам тут не получается, поэтому мы будем нести финансовую ответственность, от чего не отказываемся. Находимся в диалоге с собственником и государством: финансово это сложно, но не трагично.
На каком этапе сейчас находится строительство нового эллинга?
— Контракт с третьим подрядчиком на данный момент разорван, он не смог подтвердить свои квалификационные требования: не предоставил банковские гарантии. Здесь вопрос даже в целом к проекту: в нём было много импортного оборудования, включая системы кондиционирования, энергоснабжения, вентиляции и электрообеспечения. Прежнее руководство Объединённой судостроительной корпорации (ОСК, в неё входит Северная верфь. — Ред.) считало, что можно в процессе достройки решать какие–то вопросы. Была вероятность, что подрядчик сможет перепроектировать в процессе строительства. Но банки сказали: учитывая, что цена, очевидно, выше, мы не будем давать банковскую гарантию. Никто из банков первого уровня не согласился гарантировать этот проект, поэтому он не сложился.
Эллинг — это наша боль. Говорить о будущем верфи без него не приходится. Плюс немало уже потрачено, чтобы он был. Мы в большом диалоге с государством как с основным инвестором этого проекта, чтобы изыскать ресурсы для его реализации. Мы нашли все решения на замену импортным. Есть и статусные интересанты, которые хотят войти в проект, но они ждут подтверждённого финансирования, которого пока нет. Готовность объекта на данный момент составляет 38%: поставлены два пролёта опор.
Есть ли новости по корвету проекта 20385 "Проворный"?
— Корабль полностью восстановлен, окрашен, переустановлена надстройка из композита, идёт активное насыщение оборудованием. Думаю, спуск на воду состоится не позже мая 2024 года, а в 2025–м можем передать его флоту, если заказчик не будет вносить поправки.
Что стало причиной пожара, уже известно?
— Следствие ещё не закончено. Ожидаем, что дело скоро будет передано в суд с предъявлением обвинения. В его ходе определят размер ущерба, ответственность тех или иных лиц и организаций. Это была тяжёлая трагедия. Могу сказать, что композит, из которого изготовлена сгоревшая тогда надстройка, считается негорючим материалом. Заверяю, что вины завода в этом не очень много: мы же ассемблеры, собираем в соответствии с правилами и действовали строго по документам, которые были в тот момент. Сейчас мы доработали нормативы и работы с композитными материалами и с системой пожаротушения. Такой опыт даётся, к сожалению, и вот такими тяжёлыми событиями.
В СМИ фигурировала сумма ущерба 22 млрд рублей.
— Это чушь. На самом деле 22 млрд — это ближе к стоимости почти всего "Проворного". Цифры, которые тогда звучали, были из области, скажем так, глубокой некомпетентности. Могу сказать, что она более чем в 10 раз меньше.
Северная верфь закончила прошлый год с убытками?
— Да, верфь убыточна из–за "рыбаков". Государство планирует субсидировать нас на эти убытки. Как только это произойдёт, мы сможем вернуться в какое–то приличное финансовое русло.
Вы согласны с оценкой главы ВТБ проблем ОСК, в которую входит Северная верфь?
— Мне кажется, с точки зрения экспресс–анализа президент ВТБ Андрей Костин всё сказал верно: управленческие ошибки, ошибки по заключённым контрактам, отсутствие развития отрасли в соответствии с современными требованиями. Я помню крупнейшие китайские верфи ещё полтора десятка лет назад с ручным и примитивным трудом. Очень печально, что мы так опоздали с модернизацией наших верфей. Надеюсь, что коллеги, которые взялись за это, смогут это реализовать.
Имеете в виду строительство эллинга?
— Строительство эллинга решит далеко не все проблемы. Достроим его и получим на выходе 30 тыс. тонн в год, но на входе у меня всё равно будет только 7 тыс. Безусловно, встаёт вопрос модернизации всей остальной цепочки. Мы представили концепцию, и она одобрена на уровне ОСК, стоит вопрос о её реализации. Общий объём инвестиций — около 100 млрд рублей. На фоне того, сколько инвестируется в родственные высокотехнологичные отрасли, это не самые большие деньги. Костин сказал, что в ОСК нужно инвестировать от 500 млрд до 1 трлн. Я думаю, это разумная оценка.
Что тогда изменится?
— Будет суперсовременная Северная верфь, способная строить объекты в интересах любого заказчика. Мы уже отказались от нескольких заказов: у меня ширина дока — 25 м, длина — до 140 м, что очень мало. Те же современные балкеры сегодня имеют длину 180 м. Их нужно стране не менее сотни — и это только одна из ниш. В новом эллинге мы сможем строить даже "афромаксы", если это будет нужно.
Это быстрый процесс?
— Мы запланировали три этапа модернизации. Сейчас идёт первый. Если "запараллелить" финансовые ресурсы, то в 6 лет этот процесс можно уложить.
|
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейДекабрь 2024 Ноябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2024. Все права защищены. |