Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 24.06.2009 - Сергей Балябо: «Нептун» хор... | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
24.06.2009 - Сергей Балябо: «Нептун» хорошо, а рыбный рынок лучше.Кризис кризисом, но процесс возрождения еще недавно казавшейся навсегда «заглохшей» рыбной отрасли идет своим чередом, и перемены очевидны.Не исключение и наш рыбный край. Даже не имеющие непосредственного отношения к проблемам отрасли мурманчане не могут не замечать: не сидят на берегу без дела рыбаки, растут уловы, работают старые и растут новые предприятия береговой рыбопереработки, а в магазинах расширяется ассортимент рыбной продукции, да и цены на нее остаются доступными. Но всегда ведь хочется чего-то большего. Что для этого необходимо сделать в первую очередь? Об этом наш разговор с недавно ставшим «главным рыбаком» региона, руководителем комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Сергеем Балябо. - Сергей Юрьевич, часто рыбопромышленники «со стажем» вздыхают с ностальгией: мол, вот раньше в отрасли был порядок, забот не знали… Вы в «рыбной теме» тоже далеко не новичок и наверняка согласитесь, что никогда не было все уж так гладко. На каждом жизненном отрезке были свои трудности. Какие бы лично Вы обозначили, ну скажем три, самые первоочередные проблемы рыбохозяйственного комплекса? - По большому счету, все проблемы первоочередные. Но все же проблема номер один, на мой взгляд, в необходимости скорейшего обновления производственных мощностей - судов, оборудования. Мы теряем флот. Не будет его, не будет и рыбы. Это аксиома. - И строить новые суда рыбаков призывают именно на российских верфях, проявлять, так сказать, патриотизм… - По идее надо бы, конечно, строить прежде всего на отечественных предприятиях. Но для начала неплохо было бы их иметь - современные, в достаточном количестве. Проблема-то в том, что верфи, занимавшиеся строительством для нашей страны рыбодобывающего флота (в первую очередь крупнотоннажного), теперь за границей. Те, что остались в России и могли бы в принципе строить нужные суда, были в свое время ориентированы под нужды «оборонки». Они и загружены сегодня военными заказами и еще крупными заказами нефтегазовой промышленности. А браться за несерийные «одноразовые» заказы рыбаков в одно-два судна верфям просто невыгодно. Нужна государственная целевая программа поддержки конкретно рыбопромыслового судостроения. Чтобы одинаково заинтересовать в строительстве новых современных судов и подрядчиков в лице верфей, и самих рыбаков. Пока самое важное, что сделало Федеральное агентство по рыболовству в данном направлении, это закрепление за рыбодобывающими компаниями долей разрешенного вылова сразу на 10 лет вперед. Что позволит им определиться со своей долгосрочной стратегией развития, спокойно рассчитать свои возможности вкладывать деньги в судостроение. Ведь что бы там ни говорили, но у большинства даже средних и малых компаний есть в «загашнике» деньги на это. Конечно, многих подкосил кризис и - как следствие - усилились сложности с изысканием кредитных средств. Поэтому очень важно на законодательном уровне установить для рыбопромышленников возможность залога выделенных им долей вылова под банковские кредиты. Кстати, ФАР планирует разработать такой порядок до конца года. - Только вот процентные ставки кредитования в российских банках уж больно сегодня кусаются. - И это также необходимо предусмотреть в госпрограмме поддержки в том числе и частных компаний, задумавших строить суда. На сегодня уже принята аналогичная федеральная целевая программа, но ею «охвачено» лишь судостроение в интересах государства: научно-исследовательского, рыбоохранного флота. - Без обновленного, современного крупнотоннажного флота не выполнить важнейшую задачу, которую сегодня государство ставит во главу угла перед рыбной отраслью, - возвращение российских судов в отдаленные районы Мирового океана? Помнится, в прежние годы оттуда в том числе и мурманские промысловики доставляли на родной берег огромные - до 5 миллионов тонн - объемы рыбы… - Сегодня это довольно проблематично. Ведь в свое время наше присутствие там полностью обеспечивалось государством. На его средства были построены в разных странах мощные базы обслуживания флота, финансировалась работа транспортных судов, без которых невозможна организация промысла в отдаленных районах промысла. Это относится и к плавбазам ныне фактически несуществующего мурманского управления «Севрыбхолодфлот». Некогда сильный единый флот был частично переведен в оффшор, частью продан за бесценок. Многое, к сожалению, утеряно. И в качестве одной из причин, по моему мнению, помимо общего развала экономики страны в те «перестроечные» годы был элементарный человеческий фактор. Ведь сумели сохранить руководители Мурманский траловый флот. Как бы то ни было, а говоря о возврате на просторы Мирового океана, самый оптимальный вариант реализации задуманного - создание Росрыбфлота, мощной корпорации с господдержкой. И чтобы сохранить за Россией свободный доступ к мировым водным ресурсам, мы обязаны «засвечиваться» на дальних промыслах любым доступным способом. Вплоть до маневрирования национальными квотами на те виды рыб, которые сегодня не имеем технической возможности осваивать самостоятельно. Может, выбрать надежных иностранных партнеров, готовых поднять на своих судах российский флаг и ловить в счет наших квот. Таковые имеются. Подобным способом пока можно добывать, например, тунца, антарктического криля. В будущем на их промысел выйдут уже российские суда новой постройки, оснащенные по самым современным технологиям. Я в это верю. - Проблема «дефицита» новых современных судов усугубляется еще и нерешенностью вопроса о так называемых незаходных судах. Как правило, в числе тех, кто не желает возвращаться в родные российские порты из-за высоких таможенных пошлин, самые на сегодня технологичные траулеры. - И пока нет возможности реализовывать серьезные проекты по строительству судов на верфях России, необходимо как можно быстрее снять все таможенные барьеры, мешающие возврату к родному берегу построенных за границей рыбопромысловых судов. А уж тем более тех, что давно там приобретены и сегодня успешно трудятся в составе своих флотов. Разве это по-государственному, что они не могут зайти в тот же Мурманский порт только по той причине, что пошлина на такие суда порой соразмерна двум третям их стоимости вообще? И потом: деньги-то эти на самом деле виртуальные, в натуральном выражении таможня, а значит и государство, их никогда не получат. Зачем огород городить? Возьмем пример соседней с нами Норвегии. Страны, кстати, с высокоразвитым собственным судостроением. Тем не менее тамошние компании совершенно спокойно размещают заказы на постройку корпусов в Китае, Польше и даже в России! Где угодно, лишь бы выходило с тем же качеством, но дешевле. Только высокотехнологичную «начинку» устанавливают в самой Норвегии. Чем меньше затраты для бизнеса, тем они соответственно меньше для государства в целом. И никто при этом не обвиняет местных рыбопромышленников в отсутствии патриотизма. - Насколько я понимаю, переименование регионального комитета рыбной промышленности в комитет рыбохозяйственного комплекса Мурманской области подразумевало не просто «смену вывески», но более тесное взаимодействие не только с рыбодобытчиками, а и с предприятиями береговой рыбопереработки в том числе. Их руководители справедливо рассчитывают на поддержку со стороны региональных властей. Хотя порой при этом нет-нет да проскальзывают иждивенческие нотки: мол, обеспечьте нас сырьем по льготным ценам, вот тогда мы развернемся… - Над такими, с позволения сказать, менеджерами сегодня посмеиваются их же коллеги-переработчики, которые ни у кого ничего не просят, им просто некогда - они заняты делом, весьма успешно и без всяких привилегий, работая по законам рынка. Главное условие, которое в этом плане государство взяло на себя перед рыбной отраслью - «завернуть» рыбу на российский берег, сегодня начинает выполняться. Для этого приняты все необходимые административные меры. В том числе по обеспечению сырьем береговых предприятий. Теперь дело за самими переработчиками. Их задача так выстроить свой бизнес, чтобы они могли своевременно за сырье расплачиваться. Поставили его рыбаки, сошлись вы в цене - заплати. А не так, как бывает по инерции мышления: вот когда продам готовую продукцию, тогда и расплачусь. Но это уже не забота поставщика сырья. И с таким «устаревшим» настроем в современных рыночных условиях качественное сырье переработчикам никогда не купить. Ведь рыбак (тот самый поставщик) еще более зависим от оборота финансовых средств: он должен как можно быстрее получить деньги за пойманную рыбу, чтобы успеть снарядить судно и «выгнать» его в море за новым уловом. Мне нынче приходится часто посещать расположенные на территории Мурманской области рыбоперерабатывающие предприятия, и скажу с полной ответственностью: тот, кто занимается своим бизнесом серьезно, не простаивает. Другое дело, что далее часто возникает проблема реализации готовой продукции. Конкуренция на внутреннем рынке сегодня очень высока. Поэтому мы со своей стороны стараемся помочь по мере возможностей, вывести мурманских производителей напрямую на потребителя. В этом видим важную задачу нашего комитета. - В среде рыбопромышленников не первый день ходят разговоры о необходимости возрождения успешно действовавшей в свое время системы типа главка «Севрыба», курировавшего весь цикл прохождения рыбопродукции от района промысла до прилавка. Конечно, в новом качестве, например холдинга. - Подобная идея действительно витает в воздухе. Вопрос, кто возьмется за ее воплощение в жизнь? Может быть, нам здесь пригодится, как вариант, опыт норвежских сбытовых кооперативов, давно и успешно отстаивающих интересы занятых в рыбной отрасли перед покупателями продукции. - Хорошо, вы готовы поддержать, но сами-то рыбопромышленники готовы вложить деньги в подобные проекты? - Они все чаще задумываются о вложении средств помимо рыбодобычи в собственные перерабатывающие мощности. К этому их подвигает уже подправленная и меняемая (с учетом предложений из регионов) нормативная база. По нашим сведениям, скоро в ней может появиться положение, по которому при распределении квот кроме истории предприятия по добыче за предыдущие 10 лет будет учитываться и история по переработке рыбы. - Не стоит ли для начала фирменные рыбные магазины открыть, или точнее возродить, в самом Мурманске? - Идея хороша с точки зрения социальной политики. Но с позиции бизнеса чисто рыбные специализированные магазины содержать экономически невыгодно. Подобный эксперимент проводил в последние несколько лет Архангельский траловый флот. И ежегодно такой магазин приносил убытки. Видимо, у наших земляков уже успела поменяться психология на бытовом уровне: привыкли к супер- и гипермаркетам, где все виды продуктов питания под рукой и можно закупить их сразу на неделю вперед, не задумываясь о дополнительных походах пусть даже и в фирменный рыбный магазин. Наверное, такие магазины должны быть скорее небольшими, но рядом с домом. Этакие мини-рынки. Мне лично, кстати, всегда больше импонировала идея создания именно рыбных рынков. Прямо на причале или в центре города по выходным выйти всей семьей и выбрать на обед только выловленную, еще, как говорится, бьющую хвостом рыбину. Подобный вариант более перспективен. Представители рыбного бизнес-сообщества все ведь просчитывают и на идею воссоздания крупных специализированных магазинов смотрят без энтузиазма. В нашем комитете в данный момент идет проработка регионального проекта создания рыбного рынка. Постараемся создать рыбодобытчикам, производителям готовой рыбной продукции самые благоприятные условия работы, в том числе компенсацией части процентных ставок по банковским кредитам. И между прочим, только в текущем году на эти цели уже израсходовано 7 с половиной миллионов рублей. Думаем и над тем, как конкретно содействовать возрождению некогда оживленных рыбацких поселков на побережье Кольского полуострова. Тут наша задача облегчается благодаря активной позиции многих переработчиков. Мне часто приходится бывать в таких поселках. Вот в Териберке все вроде разрушено «до основанья», какой-то прямо лунный пейзаж. На сером фоне особо выделяются два светлых пятна: школа и детсад, отремонтированные на выделенные из бюджета Кольского района средства, и рыбофабрика, на которую денег вообще никто не выделял. Современное производство подняли сами предприниматели. И молча, не надеясь на какого-то «доброго дядю», делают свое дело. Да еще как - трудятся в две смены, собираются перейти на трехсменку. Люди регулярно получают достойную зарплату. От нас как регионального профильного комитета требуется на данном этапе, по существу, одно, и это очень важно: привлечь туда прибрежный флот. Сырья не хватает. Пока «прибрежники» заходят в Териберку неохотно, больше привыкли разгружаться в Мурманске. Хотя справедливости ради надо отметить, что пока в поселке условия для выгрузки рыбы действительно не самые лучшие. Причальное хозяйство нуждается в серьезной реконструкции и расширении. - Рельеф побережья Баренцева моря удобен к тому же для развития аквакультуры. - И в этой сфере предпринимателями достигнуты немалые успехи - в разведении семги и форели. Но эта, пусть и очень вкусная рыбка, прямо скажем, не для ежедневного потребления рядовыми жителями области. В то же время наши ближайшие соседи-норвежцы на географически таком же побережье сделали большие шаги вперед в выращивании или, точнее, подращивании в специальных «инкубаторах» ценных морских видов рыб. Прежде всего трески. Да, пока себестоимость у «домашней» трески высокая. Но в исследования, в разработку менее затратных технологий норвежцы вкладывают большие деньги, и этот процесс идет весьма успешно. Обретает все более конкретные формы и поддержка наших предприятий аквакультуры. В частности, в федеральной целевой программе развития аквакультуры предусмотрено создание регионального научно-производственного центра на базе ПИНРО. Он разместится непосредственно на побережье Баренцева моря, скорее всего в губе Кислой, где заполярные ученые-ихтиологи давно проводят свои эксперименты. Но надо понимать: аквакультура - дело многозатратное, и необходимо искать серьезных инвесторов, а также пути уменьшения издержек. В целом перспектива дальнейшего развития аквакультуры в Мурманской области - производство рыбной продукции в объеме до 50 тысяч тонн в год. Не говоря уже о новых рабочих местах и - по цепочке - возрождении вымирающих рыбацких поселков, снижении социальной напряженности. Задачу нашего комитета видим еще и в том, чтобы налоги от прибыльных предприятий аквакультуры пополняли казну региона. - И Мурманск не утратит звания «рыбной столицы»? - Возможно, я слишком большой оптимист, но верю в это! Только не нужно ждать каких-то фантастических рывков, процесс возрождения рыбной отрасли в регионе должен идти планомерно, шаг за шагом. Да он уже и идет. Сейчас самое главное - не потерять того, что за последнее время наработано. И помнить, что никто за нас, кроме нас самих, ничего не сделает. Андрей Попов http://www.mvestnik.ru |
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейНоябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2024. Все права защищены. |