Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 25.09.2015 - Решит ли Госсовет проблемы ... | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
25.09.2015 - Решит ли Госсовет проблемы рыбной отрасли?Какими будут результаты заседания Госсовета по проблемам рыбной отрасли, говорить пока сложно, учитывая, что представители рыбодобывающих компаний всеми силами пытаются отстоять свои интересы в пику предложениям государства.2015 год обещает стать знаковым для рыбной отрасли нашей страны, поскольку, как ожидается, на предстоящем в октябре заседании Госсовета будут определены новые условия функционирования отрасли и поставлены конкретные задачи. Подготовка к этому мероприятию идет довольно активно и сопровождается бурным обсуждением проблем рыбной промышленности в различных средствах массовой информации, а также на заседаниях отраслевых групп и ассоциаций. Собственно, и проходивший во Владивостоке в конце августа юбилейный X Международный конгресс рыбаков многие заранее окрестили «генеральной репетицией» предстоящего заседания Госсовета по проблемам рыбной отрасли. По сути, вся подготовка рыбного сообщества к Госсовету сводится к обсуждению проекта Федерального закона о внесении изменений в ФЗ от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Речь идет о том, что государство планирует ввести для рыбаков ряд четких обязательств и обременений в обмен на предоставление им со стороны государства гарантий долгосрочного и стабильного предоставления и закрепления прав на добычу водных биоресурсов.
Россия вылавливает морских биоресурсов гораздо больше, чем требуется для удовлетворения внутренних потребностей, поэтому, казалось бы, в условиях введенного нашей страной запрета на импорт морепродукции из ряда стран, мы вообще не должны ощущать никаких проблем, поскольку отечественные рыбодобытчики в состоянии и всю страну рыбой обеспечить, и еще и на экспорт значительное количество отправить. Но вот парадокс – российская рыба на российские прилавки добирается с огромным трудом. По данным Росстата, в 2014 году объем внутреннего рынка рыбы в натуральном выражении составил около 3 млн тонн, а в денежном — 524,3 млрд руб. Среднедушевое потребление составило 22,3 кг/чел. в год при средних затратах 3650 руб. на человека в год. В первом квартале 2015 г. спрос населения на рыбу снизился на 11,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., а доля рыбы в затратах на продовольствие снизилась с 4,3% до 3,9%. Спад спроса на рыбу вызван общим экономическим спадом, повлекшим снижение доходов населения и общего платежеспособного спроса в условиях значительного роста цен на морепродукты. Достигнутый в 2014 году объем внутреннего рынка рыбы в размере 524,3 млрд руб. (13,8 млрд $) эксперты считают максимальным на ближайшие годы. Если посмотреть на данные первого полугодия 2015 года, можно увидеть, что импортные поставки за шесть месяцев снизились на 180,26 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем внутреннего производства вырос на 105,6 тыс. тонн. То есть, поставки рыбопродукции на внутренний рынок с января по июнь 2015 года сократились на 74,66 тысяч тонн. Выпадающие из-за сокращения импорта объемы можно было бы компенсировать за счет сокращения экспорта, но, как показывают данные Росстата, он с января по июнь снизился всего на 2.2 процента или на 21,4 тыс. тонн.
Примечательно, что эта тенденция сохранилась и в первом полугодии 2015 года. Сокращение экспорта рыбной продукции в январе–июне текущего года произошло за счет сокращения на 91% ( до 1,2 тыс. тонн) поставок рыбы свежей или охлажденной, а также уменьшения продаж за рубеж готовой или консервированной рыбной продукции на 45,5% – до 6 тыс. тонн. Также на 12,2% до 55,3 тыс. тонн уменьшился экспорт рыбного филе и прочего мясо рыб. А вот продажи за границу мороженой рыбы, являющейся сырьем для иностранных рыбоперерабатывающих предприятий, за полгода подросли на 0,5 процента до 832,8 тыс. тонн. При этом основную долю в экспорте по-прежнему занимает мороженый минтай – 44,5%, хотя объемы его поставок за 6 месяцев, по данным ФТС России, снизились на 5% или на 21,8 тыс. тонн и составили 415,8 тыс. тонн. Впрочем, сравнение данных ФТС по экспорту минтая с данными других стран по импорту этой продукции из РФ традиционно вызывает вопросы. Так, китайские данные показывают, что первое полугодие 2015 года завершилось с ростом общего уровня поставок российского минтая, основного сырья для китайских производителей филе минтая, на 4% или на 14,0 тысяч тонн до около 402,9 тыс.тонн. При этом поставки российского минтая в Южную Корею только за январь-май составили 72 тысячи тонн. То есть, расхождения в данных составляют более 60 тысяч тонн. Разумеется, коль скоро эти объемы не учтены в российских данных, государство от их продажи не получит ничего. Россия по-прежнему является донором добавленной стоимости и рабочих мест для других стран, как за счет своего экспорта, так и за счет своего импорта. Общий объем импорта рыбной продукции из стран, подпавших под санкции составил около 570 тыс. т (около 20% общего объема внутреннего потребления), в том числе: лососевые — 156 тыс. т, сельдь – 141 тыс. т, скумбрия — 56 тыс. т, мойва — 41 тыс. т, креветки – 30 тыс. тонн. При этом Россия экспортирует рыбу (тресковые, лососи, камбалообразные и т.п.) и беспозвоночных (креветки, крабы) природного происхождения, высшего качества и полезности, а импортирует рыбу (лосось, пангасиус, тилапия) и беспозночных (креветки) в значительной степени искусственного происхождения – уступающих по качеству и биологической полезности, но не уступающих по розничной цене.
В то же время экономические ограничения импортозамещения, напротив, высоки. Российские производители в высокой степени зависимы от экспорта. В 2014 г. произведено рыбной продукции на сумму 5,277 млрд долларов, а экспортировано на сумму 3,662 млрд. Экспорт составил 69,4% доходов российских производителей. Кроме высокой доли экспорта в доходах зависимость усилена еще и кредитованием иностранцами российских рыбаков на текущие нужды под будущий улов, чего почти не делают наши банки. Пока мы рассуждаем о вариантах импортозамещения, развитии глубокой рыбопереработки, создании рыбного кластера и системы биржевой или аукционной торговли морепродукцией, иностранцы продолжают работать по прежней схеме, предполагающей закрепление за Россией статуса вечного поставщика сырья для зарубежных перерабатывающих предприятий. Иностранный капитал (особенно китайский и корейский), заинтересованный в сохранении существующей ситуации, делает ставку на судоремонт старых российских судов, при этом, обновляя свой морской, океанический рыбодобывающий и транспортный флот с тем, чтобы расширить использование запасов морских биологических ресурсов в 200-мильных зонах иностранных государств и в открытой части Мирового океана.
Неудивительно, что в таких условиях налоговые поступления в российский бюджет от рыбной отрасли за последние восемь лет сократились в полтора раза, о чем заявил на одном из совещаний во Владивостоке полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. По словам Трутнева, с 2007 года эти показатели сократились в 1,5 раза, составив в 2014 году 5,8 млрд рублей. Согласно подсчетам ФНС, выпадающие доходы федерального бюджета за счет возмещения НДС и льготных ставок на вылов водных биоресурсов составляют 8,6 миллиардов рублей ежемесячно. Государство ежегодно недополучает от рыбной отрасли 30 млрд рублей доходов. В валовом продукте Дальнего Востока доля рыбохозяйственной отрасли составляет всего 3,3%, а в налоговом объеме - 1,5%. Как отметил Юрий Трутнев, Россия занимает только 15 место по стоимости экспорта и 23 место по удельной стоимости экспортных поставок. При этом мы удерживаем 3 место по объемам экспорта и 6 место — по объему вылова. Это означает, что рыбы в стране много, но продавать ее с выгодой, создавая добавочную стоимость у нас, не умеют, - сделал вывод Трутнев. Хотелось бы, однако, внести в слова полпреда президента небольшое уточнение – у нас не умеют (или не хотят) продавать рыбу с выгодой для государства, тогда как о собственной выгоде рыбопромышленники, разумеется, не забывают. Между тем, цены на рыбу на российском рынке практически сравнялись с теми ценами, по которым ее отправляют на экспорт. Рыбодобывающие компании ставят во главу угла прибыль, поэтому при колебании цен на валютном рынке в сторону роста курса иностранной валюты происходит скачок цен на рыбу и морепродукты и для российского рынка, но при этом в случае снижения курса валюты цены почему-то не спешат откатываться обратно. Однако снижение покупательской способности населения при таком росте цен приводит к тому, что на российском рынке продукция по таким ценам оказывается невостребованной – она слишком дорога для рядовых граждан, недоумевающих, почему россияне должны платить за выловленную в наших водах нашими же компаниями рыбу такую же цену, как и японцы или корейцы. На это у рыбодобытчиков есть ответ вопросом на вопрос: а почему мы должны поставлять рыбу в Россию, если более выгодно продать ее за рубеж? Логика очевидна и прямолинейна – бизнес ставит во главу угла получение максимальной прибыли при минимальных издержках. Поэтому промысловые суда работают на износ, большинство из них ремонтируется и модернизируется только тогда, когда их состояние уже не может обеспечить необходимой нормы прибыли.
Российская рыбная отрасль по-прежнему существует, в основном, в качестве «сырьевого придатка» иностранной рыбопереработки, способствуя созданию рабочих мест за рубежом и росту чужого ВВП. Многие российские рыбодобытчики мотивируют ориентацию на экспорт тем, что на Дальнем Востоке нет достаточных перерабатывающих мощностей, и при этом не желают самостоятельно инвестировать средства в их создание, заявляя о невозможности конкурировать с развитой китайской перерабатывающей отраслью. Но в действительности дело здесь даже не в отсутствии перерабатывающих мощностей. Экспорт морепродукции выгоден рыбодобытчикам по целому ряду причин. Во-первых, он позволяет получить валюту, что весьма перспективно в условиях ослабления курса рубля. Во-вторых, существующая система экспорта позволяет получать значительные суммы неучтенной прибыли, показывая почти нулевую доходность и скрывая прибыль от налогообложения (например, путем завышения стоимости расходов на судоремонт за рубежом, оплату полученных у иностранных импортеров кредитов и т.п., а также путем отправки продукции через оффшорные фирмы по заниженным ценам для последующей ее реализации на зарубежных рынках по нормальной цене). И, наконец, в нынешних условиях, когда продукцию можно оформлять на экспорт по «упрощенной схеме» фактически без физического контроля, это позволяет вывозить за рубеж незаконно добытые биоресурсы (например, валютоемкие крыбы или икру минтая). Такой экспорт приносит рыбному бизнесу огромные доходы, оседающие на счетах за рубежом. А государство от такой деятельности не получает ничего.
Итак, что же предлагает государство? С 2018 года предлагается перейти к единому промысловому пространству для промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также закрепить за рыбопромышленниками доли на 25-летний период в рамках единой квоты. В соответствии с закрепленными долями рыбаки могут осуществлять как промышленное, так и прибрежное рыболовство. О прибрежном рыболовстве стоит сказать отдельно, поскольку его развитие волнует представителей береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Как известно, в принятом в июне 2013 года ФЗ № 148 «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» есть невесть каким образом попавший в него пункт, касающийся не аквакультуры, а прибрежного рыболовства, который разрешил «при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов». Ранее закон предписывал доставку всех прибрежных уловов на российский берег, что позволяло обеспечивать свежей рыбой потребительский рынок и береговую переработку. Однако в результате нововведений рыбаки стали поставлять прибрежные уловы не на российский берег, а за рубеж, что крайне негативно отразилось на рыбоперерабатывающей отрасли, состояние которой еще более усугубилось после ограничений на импорт.
Поправками также предусмотрено повышение порога освоения квоты добычи с 50% до 70%. Невыполнение этого условия два года подряд будет являться основанием для досрочного расторжения договоров. При этом в целях ликвидации «квотных рантье» и стимулирования строительства новых судов вводится норма, обязывающая пользователей осваивать не менее 70% объема полученной квоты на собственных судах, на судах, приобретенных по договору лизинга либо или на основании договора фрахтования. Спорить с этой мерой бессмысленно, поскольку необходимость повышения уровня освоения квот и борьбы с «квотными рантье» признается всеми. Однако на деле данная мера вряд ли сможет решить проблему «рантье», поскольку допускает использование зафрахтованных судов. На практике, однако, известны случаи, когда одно и то же судно оказывается одновременно зафрахтованным сразу несколькими компаниями, при этом реальный промысел осуществляет владелец судна, который просто купил у этих якобы арендаторов их квоты. Кроме того, поправками предусмотрена стимулирующая мера обновления флота путем выделения специальных квот государственной поддержки. Согласно законопроекту, государственная поддержка заключается в предоставлении прав на добычу водных биоресурсов лицам, осуществляющим рыболовство, которым принадлежат на праве собственности или на основании договора лизинга новые суда рыбопромыслового флота, построенные на территории России. В рамках государственной поддержки максимальный объем выделяемых квот не должен превышать 20% суммарного объема части общего допустимого улова водных биоресурсов.
По сути, все эти предложения вполне логичны и оправданны. Государство, как владелец водных биоресурсов, имеет устанавливать правила и требовать их соблюдения. Главной задачей является обеспечение населения страны необходимым объемом качественной и доступной по цене рыбной продукцией. Не менее важной задачей, как отметил управляющий группой компаний «Доброфлот» Александр Ефремов, является закрепление населения на Дальнем Востоке, что требует активизации темпов социально-экономического развития этого региона. В связи с этим, вполне естественно, что государство стремится стимулировать развитие береговой переработки, судоремонта и судостроения. Государство также хочет реализовать свое право получать от ресурсной отрасли доходы и в виде природной ренты, прямых и косвенных налогов, а также за счет развития смежных отраслей. Надо понимать, что одно рабочее место, к примеру, в судостроении или судоремонте создает пять рабочих мест в смежных отраслях. Поэтому, отдавая судостроение и судоремонт сопредельным странам, мы неизбежно сокращаем производственный потенциал на Дальнем Востоке.
Рыбопромышленники категорически против появления в отрасли новых действующих лиц, поскольку тем понадобятся квоты, а делиться ими никто не хочет. Они категорически не хотят брать обязательства по снабжению береговых перерабатывающих предприятий, но при этом также против того, чтобы переработчики могли получить часть квот и организовать самообеспечение сырьем. Так называемые «квоты господдержки» действуют на многих отечественных рыбопромышленников как красная тряпка на быка – возможность и целесообразность строительства промысловых судов в России отметается напрочь. Вместо этого звучат заявления типа «Нам не нужны такие квоты господдержки, мы сами построим новые суда, только закрепите квоты на 25 лет». На самом деле, все это мы уже проходили. Сначала все те же люди говорили: «Дайте квоты на 5 лет- мы построим суда!». Но не построили. Потом говорили: «Дайте квоты на 10 лет- построим суда». Но построили лишь единицы, и то за рубежом. Теперь опять говорят: «Дайте квоты на 25 лет, и мы обязательно построим суда». Судя по всему, лет через 10 будут говорить: «Дайте нам квоты на 50 лет, и мы полностью обновим свой флот!». Надо смотреть на вещи реально – многие отечественные рыбопромышленники довольны существующей ситуацией и хотят только одного – закрепить такое положение еще, как минимум, на 25 лет. Поэтому попытки государства изменить правила и заставить рыбаков взять на себя обязательства по поставкам продукции на берег для развития переработки, по строительству судов в России для стимулирования развития отечественного судостроения, по обеспечению внутреннего рынка качественной продукцией по доступным для населения ценам и т.п. вызывают такое резкое неприятие и подвергаются критике в многочисленных публикациях отраслевых СМИ.
Наиболее вероятно, что в конечном итоге будет найдет компромисс, выражающийся в закреплении квот на добычу водных биоресурсов на 25 лет по «историческому принципу» с одновременным принятием на себя рыбаками дополнительных «обременений» в виде обязательств обеспечить поставку определенной части уловов на внутренний рынок и для береговой переработки, а также инвестировать средства в модернизацию имеющихся и строительство новых судов в соответствии с потребностями в обновлении флота. Но главное будет заключаться даже не в этом, а в том, насколько эффективными окажутся эти решения и как они будут исполняться на практике. Александр Тимофеев ИА REX |
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейЯнварь 2025 Декабрь 2024 Ноябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2025. Все права защищены. |