Почему устриц воруют?
Невозможно представить себе французский новогодний или рождественский стол без тарелки, где на ветках водорослей лежат дюжины устриц, плоских и глубоких, с йодированным или сладким вкусом. На берегу моря устрицы — простая рыбацкая еда, но на праздничном столе она превращается в дорогой деликатес.
Кроме того, по таинственным причинам в последние годы растет смертность моллюсков (возможно, из-за общего загрязнения океана) так что в период возросшего спроса их начинает просто не хватать. Соответственно, растет и цена, появляется черный рынок. На нем торгуют не только украденными устрицами, но и поддельными. Подделывают, например, знаменитую марку Gillardeau, известную своим качеством. Под этим названием продают привезенных, зачастую, из Китая, не прошедших контроля моллюсков.
Как это происходит?
Украсть устриц довольно легко. Они лежат прямо в море, в специальных мешках из металлической сетки, на низких металлических опорах — «столах». Во время прилива участки заливает вода, устриц не видно, а между «столами» спокойно проходит плоскодонная баржа.
Зато во время отлива дно оголяется, и к устрицам можно подойти пешком. Каждый производитель наизусть знает расписание приливов и отливов, согласно которому он и отправляется на свой участок, чтобы перевернуть мешки (это нужно делать регулярно) или перевезти устриц на берег и разобрать их по калибрам. Море огородить невозможно, поэтому грабители действуют безнаказанно.
Какие меры предпринимаются?
Грабителей выслеживает жандармерия, регулярно навещающая морские участки устричных хозяйств. В поисках преступников жандармы устраивают морские, наземные и даже воздушные рейды.
Кроме того, каждый производитель пытается применить собственные средства. Многие хозяева ставят камеры наблюдения. Некоторые лично устраивают засады. Кто-то подкладывает в мешки устричные раковины, наполненные цементом, на котором написан номер телефона хозяина: купивший краденые устрицы может таким образом предупредить хозяев, а те, вернувшись по цепочке, найдут вора. А семья Gillardeau решила гравировать лазером наиболее ценные, крупного калибра экземпляры. В прошлом году один ресторатор, купив на рынке устрицы, неожиданно обнаружил на них выгравированную букву G, устрицы оказались ворованными. Изобретение устрицы-шпиона дарит новую надежду.
Flex Spy
Серо-зеленую устрицу-шпиона, внешне в точности напоминающую настоящую, кладут прямо в мешок с живыми моллюсками. Она полностью водонепроницаема, а внутри пластмассовой раковины находятся чип, антенна, датчик ускорения, модулятор частот и зуммер.
Первые прототипы Flex Spy тестировали во Вьетнаме, а теперь ими оснащены сотни устричных хозяйств во Франции. Судя по количеству заказов, с февраля 2017 г. электронная устрица расселится почти по всему французскому побережью.
Из устрицы, как из гранаты, вынимают предохранительную чеку и оставляют ее «спать» среди живых моллюсков. Она просыпается, только если чувствует подозрительное движение. В этот момент «устрица» посылает предупреждающий сигнал на телефон или компьютер хозяина, а тот получает возможность прослеживать украденный мешок на протяжении 175 часов. Устрица экономно расходует энергию и может находиться под водой 60 месяцев без подзарядки, что примерно в двадцать раз больше, чем любой GPS-навигатор. Правда, Жан-Мишель Диле, один из руководителей предприятия Flex-Sense, продающего коннектированную устрицу, считает, что она «пока еще слишком серая», и что над цветом надо работать.
Ранее Flex-Sense разрабатывала для производителей устриц и мидий небольшие поплавки с датчиками, измерявшими температуру воды, а также степень содержания в ней соли и насыщенности кислородом. Таким образом устричные хозяйства надеялись установить причину возросшей смертности моллюсков. Модель устрицы-шпиона родилась в результате этих разработок.
Франция производит в год примерно 100 000 тонн устриц, из них грабителям достается несколько десятков тысяч. Для производителей это серьезный урон, и они охотно обращаются к помощи «шпионки», которую можно нанять за 10 евро в месяц. Кроме производителей устриц, новой технологией начинают также интересоваться строительные предприятия.