Дайджест рыбной отрасли |
|
|
|||||||||||||||
Главная > ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ > 02.12.2024 - Валентина Матвиенко - Низко... | Карта сайта В избранное Контакты | ||||||||||||||||
кухня рыбака
Популярная ихтиология
|
02.12.2024 - Валентина Матвиенко - Низкое потребление рыбы в стране связано с высокими ценамиСогласно данным Росстата, доля рыбы в продуктовой корзине россиян по итогам 2023 года составила 2,1%. Столь низкое потребление связано с высокими ценами, сообщила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе октябрьского «правительственного часа».
В качестве аргументов глава Совфеда привела следующие цифры: с сентября прошлого года цена на горбушу на Дальнем Востоке выросла со 152 до 270 руб/кг. А за килограмм филе трески приходится выкладывать в среднем 2 тыс. рублей. Неудивительно, что для многих россиян свежая и охлажденная рыба стала частью праздничного, а не повседневного меню. Сложившуюся ситуацию необходимо проанализировать вместе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), подчеркнула Валентина Матвиенко. В ответ на это заявление «антимонопольщики» решили проверить всю товаропроводящую цепочку «от рыбака до прилавка». Для этого ведомство оперативно направило рыбодобывающим организациям и поставщикам запросы о предоставлении информации, касающейся объемов вылова и первичной переработки, сведений об упаковке, транспортировке, структуре себестоимости рыбной продукции, условиях и сроках ее хранения. Как сообщает пресс-служба ФАС, в анализ войдут цены на наиболее популярные виды рыбы: минтай, треску, пикшу, сельдь, горбушу. Полученные данные позволят сделать вывод о структуре ценообразования на рыбную продукцию. Рентабельность отрасли уходит в пикéПока антимонопольная служба собирала необходимую для анализа информацию, РБК, ссылаясь на источник в одной из торговых сетей, сообщил о грядущем повышении цен на рыбу еще на 15–20%. Основные факторы, толкающие цены вверх, понятны уже сейчас. Эксперты относят к ним растущую налоговую нагрузку. Согласно данным Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), налоговые платежи российских рыбаков за последние 10 лет выросли почти в 5,5 раза, достигнув отметки в 90,5 млрд руб. Но и это не предел: как сообщает пресс-служба ассоциации, уже в следующем году сборы за пользование водными биоресурсами увеличатся на 1,95 млрд рублей, достигнув показателя в 26,34 млрд. А самые высокие платежи выпадут на долю рыбаков, добывающих минтай, – 11,43 млрд руб. От 2,2 до 2,6 млрд рублей придется выплатить компаниям, занимающимся добычей краба-стригуна, камчатского краба, горбуши и трески. Налоговая нагрузка увеличивается на фоне пикé, в которое уходит рентабельность морского рыболовства. Если в первом полугодии 2023 года она составляла 32,2%, то за аналогичный период текущего года уменьшилась до 21%. Это самый высокий показатель снижения среди основных отраслей АПК и пищевой промышленности, констатирует ВАРПЭ. А ведь еще в 2019 году морское рыболовство было лидером по рентабельности – более 60%. Негативную тенденцию ассоциация объясняет несколькими факторами. Среди них – рост инвестиционных затрат из-за ускоренной модернизации отрасли, увеличение фискальной нагрузки, а также операционных затрат на оплату труда сотрудников. Свой вклад внесла и высокая волатильность цен на мировых рынках, которая привела к снижению эффективности экспорта, сообщает ВАРПЭ. Кредиты толкают цены вверхАлександр Савельев, руководитель Информационного агентства по рыболовству (ИАР), выделяет макрофактор, который является определяющим в росте цен на рыбу. «Только вдумайтесь в цифру: отрасль закредитована на 1,2 трлн рублей. И это – на фоне беспрецедентно высокой ключевой ставки Центробанка РФ, – напоминает он. – Ситуация практически катастрофическая. Чтобы обслуживать кредиты, бизнес вынужден повышать цены на свою продукцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынках». Нельзя списывать со счетов и количественный фактор. «В прошлом году мы наблюдали рекордную путину, когда было выловлено 600 тысяч тонн лосося. Даже тогда стоимость превышала 550 руб/кг, что сделало эту рыбу недоступной для широких слоев населения. В нынешнем году объемы вылова упали в 2,8 раза. Логично, что это привело к еще большему росту цен», – констатирует Александр Савельев. Не последнюю роль в ценообразовании играет высокая стоимость транспортировки продукции от производителя до конечного потребителя, а также ряд других факторов. Но все они кажутся уже не столь значимыми, когда речь заходит об объемах кредитных обязательств. «В сложившейся ситуации антимонопольная служба бессильна. Если говорить о государственном регулировании наценок торговых сетей, к которому призывают некоторые эксперты, мы через это уже проходили и знаем, какими могут быть последствия. С другой стороны, государство могло бы ввести рыбные интервенции. Это решение простимулировало бы спрос на рыбную продукцию со стороны бюджетных учреждений, армии. Но и оно не панацея: в целом считаю, что дешевле рыба в нашей стране уже не станет», – резюмирует собеседник «Ветеринарии и жизни». Куда выведет дорожная карта?Высокая цена на рыбу – не единственный фактор, нуждающийся в корректировке, считают эксперты. В августе Правительство России утвердило дорожную карту по увеличению потребления отечественных водных биоресурсов: соответствующее поручение годом ранее дал президент Владимир Путин. Цель – к 2030 году потребление рыбы в нашей стране должно достичь 28 кг на человека в год, как рекомендует российский Минздрав. Для сравнения: по данным Росстата, в прошлом году оно составляло 22,5 кг на душу населения. При этом самый высокий уровень потребления зафиксирован в регионах Дальневосточного и Центрального федеральных округов: 25,9 и 24,6 кг на человека в год соответственно. И на то есть объективные причины: на Дальнем Востоке добывается около 75% всех водных биоресурсов, а в центральной части страны развита транспортная и складская инфраструктура. Но вернемся к дорожной карте. В план мероприятий по повышению потребления рыбы на внутреннем рынке вошли семь направлений. Один из разделов – «Научная работа и маркетинговые исследования» – предусматривает изучение потребительских предпочтений россиян. Ответственные за эту работу исполнители – Росрыболовство, Минсельхоз, Минпромторг и Роскачество. Впрочем, специалисты СберМаркетинга уже провели масштабное исследование, посвященное барьерам и драйверам потребления рыбы в России. На IX Восточном экономическом форуме его результатами поделился директор по исследованиям и разработке СберМаркетинга Евгений Батяшин. Итак, многочисленные интервью показали, что рыбу покупает 97% россиян. На первый взгляд, цифра внушительная. Но нужно понимать, что в данную группу входят потребители, на столы которых рыба попадает не чаще пары раз в год. И только у 38% респондентов она является частью еженедельного рациона, как рекомендует Минздрав.
Консервы и пресервы – лидеры покупокСреди факторов, ограничивающих потребление, участники опроса назвали не только пресловутые цены, но также отсутствие на прилавках вкусной и качественной рыбы, высокий процент льда в замороженной продукции и сложности с приготовлением. Как результат, чаще всего на столах россиян можно увидеть рыбные консервы и пресервы. Но эту ситуацию можно переломить, считает Евгений Батяшин. По его словам, охлажденная и замороженная, а также соленая и копченая рыба могли бы стать драйверами роста потребления, разумеется, при наличии хороших предложений от производителей и ретейла. Тем более что 63% опрошенных хотели бы покупать рыбу чаще. Ключевые мотивы – это вкусовые свойства и польза для здоровья. Если сосредоточиться на сегменте замороженной рыбы, то около четверти респондентов заявило, что обязательно увеличит ее потребление, если продукция будет лучше промаркирована. В первую очередь интересуют маркеры свежести (срок годности, дата вылова и дата заморозки), а также место вылова и производства. Кроме того, потребители хотят получать информацию о технологии заморозки рыбы, проценте содержании льда, степени костлявости и даже способе приготовления: выяснилось, что 5% россиян не знают, как правильно готовить рыбу. Что может маркетинг?Таким образом, уверен Евгений Батяшин, чтобы сформировать культуру регулярного потребления рыбы, необходимы рекламные кампании, релевантные актуальным проблемам потребления. В частности, если люди не осведомлены о пользе рыбы или о способах ее быстрого и вкусного приготовления, – значит, им нужна соответствующая информация: например, мастер-классы по приготовлению рыбных блюд. Кстати, один из разделов дорожной карты так и называется: «Популяризация потребления рыбы и рыбной продукции». Он предусматривает проведение тематических мероприятий: рыбных фестивалей, выставок и ярмарок, а также организацию рыбных дней в госорганизациях. Что касается современных реалий, то креатив большинства рекламных кампаний направлен на привлечение внимания потребителей за счет скидок, констатирует Евгений Батяшин. В свою очередь, руководитель ИАР Александр Савельев не верит, что маркетинговые приемы смогут существенно повлиять на динамику потребления. Главный фактор – это цены, и они уверенно растут. А значит, выбирая между разными источниками белка, среднестатистический россиянин предпочтет почти «золотой» рыбе более демократичные категории – красное мясо или мясо птицы. |
Добавить новостьВы можете присылать для публикации свои новости. Для этого перейдите по ссылке.Заполните форму и отправьте ее на рассмотрение. В комментариях укажите, желательную дату размещения новости. После проверки модератором, новости будет опубликована на портале. Перейти в раздел добавления новостей » Архивы новостейДекабрь 2024 Ноябрь 2024 Октябрь 2024 Сентябрь 2024 Август 2024 Июль 2024 Июнь 2024 Май 2024 Апрель 2024 Март 2024 Февраль 2024 Январь 2024 Декабрь 2023 Ноябрь 2023 Октябрь 2023 Сентябрь 2023 Август 2023 Июль 2023 Июнь 2023 Май 2023 Апрель 2023 Март 2023 Февраль 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 2021 Май 2021 Апрель 2021 Март 2021 Февраль 2021 Январь 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011 Май 2011 Апрель 2011 Март 2011 Февраль 2011 Январь 2011 Декабрь 2010 Ноябрь 2010 Октябрь 2010 Сентябрь 2010 Август 2010 Июль 2010 Июнь 2010 Май 2010 Апрель 2010 Март 2010 Февраль 2010 Январь 2010 Декабрь 2009 Ноябрь 2009 Октябрь 2009 Сентябрь 2009 Август 2009 Июль 2009 Июнь 2009 Май 2009 Апрель 2009 Март 2009 Февраль 2009 Январь 2009 Декабрь 2008 Ноябрь 2008 Октябрь 2008 Сентябрь 2008 Август 2008 Июль 2008 Июнь 2008 Май 2008 Апрель 2008 Март 2008 Февраль 2008 Январь 2008 Декабрь 2007 Ноябрь 2007 Октябрь 2007 Сентябрь 2007 Август 2007 Июль 2007 Июнь 2007 Май 2007 Апрель 2007 Март 2007 Февраль 2007 |
|||||||||||||||
e-mail: info@fishportal.ru | © Fishportal 2024. Все права защищены. |