Правильная маркировка помогает предотвратить мошенничество, связанное с подменой видов рыбы. Кроме того, маркировка рыбной продукции способствует повышению доверия со стороны потребителей. Когда покупатели видят четкую и понятную информацию на упаковке, они могут быть уверены в качестве и свежести продукта.
Маркировка рыбной продукции подчиняется ряду законодательных актов, таких как горизонтальные технические регламенты, сороковой регламент, посвященный рыбной продукции, стандарты и СанПиН. Эти документы устанавливают основные принципы обеспечения безопасности рыбной продукции и предъявляют требования к её качеству. Кроме того, в них прописаны основные пункты, которые должны быть указана на упаковке.
Основные реквизиты, которые должны быть указаны на упаковке, включают:
Эти реквизиты помогают обеспечить безопасность и качество рыбной продукции, а также информируют потребителей о ее характеристиках.
Рыбная продукция может быть халяльной. В случае, если продукт является таковым, потребуется подтверждение этого специальным сертификатом на добровольной основе. Эту информацию можно также разместить на этикетке.
Мария Дяченко, к. т. н., и. о. начальника технического регулирования и стандартизации ФГБНУ «ВНИРО», выступая на конференции «Рыба в Карелии. Технологии. Переработка. Отходы» — 2024, отметила, что при указании зоологического наименования на упаковке рекомендуется использовать нормативные документы, распоряжение Правительства 2569-р и приказ Минсельхоза от 06.10.2017 № 501 как приоритетные, а также существует ряд научных литературных источников — справочники, атласы, определители с названиями. Подробный перечень литературы указан на сайте ЕЭК.
Для определения вида разделки рекомендуется пользоваться стандартом на термины и определения ГОСТ 34884-2022 для рыбы, водных беспозвоночных, водных млекопитающих, а также допускается пользоваться стандартами на продукцию — рыба мороженая, соленая, охлажденная и другими.
Маркировка рыбы и продукции, содержащей ее, должна соответствовать требованиям Технического Регламента Евразийского Экономического Союза (ТР ЕАЭС) 040/2016. Этот регламент обязывает всех производителей рыбных изделий проходить обязательное подтверждение соответствия их продукции установленным стандартам. Важно отметить, что продажа рыбы и рыбообрабатывающих продуктов, которые не были оценены на соответствие качественным требованиям, строго запрещена.
Маркировка продукции осуществляется только после получения необходимых разрешительных документов. Информация должна быть четко указана на упаковке или в сопровождающей документации, в случае если продукция поставляется без тары.
В первую очередь, на упаковке свежемороженой рыбы должны быть указаны:
Информация указывается для мороженой рыбы, которая была расфасована из транспортной упаковки в потребительскую тару.
Этикетка охлажденной рыбы должна содержать информацию по:
Маркировка консервов содержит символы, выбитые на банке. Они обозначают: дату изготовления (верхний ряд цифр), ассортиментный номер и код предприятия (второй ряд). Уникальный номер изготовителя — это индивидуальный номер производителя из федерального реестра рыбоконсервных компаний. Также внизу третьим рядом указывается номер смены и знак рыбной промышленности «Р». Этикетка на банках консервов также должна содержать информацию о названии продукции, способе обработки, производителе и его месторасположении, знак ЕАС. С 1 декабря вводится маркировка рыбных консервов в системе «Честный знак». Производителю требуется размещать QR-коды на упаковку и передавать в систему сведения о вводе в оборот консервированной рыбы.
С 1 мая 2024 года в России введена обязательная маркировка осетровой и лососевой икры, цель которой — борьба с незаконным оборотом и контрабандой продукции. Все производители и переработчики икры должны быть зарегистрироваться в системе ЦРПТ и получать специальные идентификационные коды для продукции.
Существует ряд исключений, при которых можно не маркировать икру кодом «Честный знак»:
Согласно сороковому техническому регламенту, этот вид продукции должен иметь единый знак ЕАС перед введением в оборот. Его получение возможно только по результатам процедуры контроля соответствия требованиям данного нормативного документа. Нанесение единого знака осуществляется только после того, как продукция получит разрешительный документ (декларацию соответствия).
Для того чтобы упростить учет товара можно использовать штрихкодирование. Штрих-коды бывают внутреннего и международного формата — выбор зависит от целей производителя. Комбинация элементов кода позволяет считывать информацию сканером, обеспечивая доступ к данным о продукте. Нанесение штрих-кода не является обязательным.
В декларации требуется указать заявителя продукции и предоставить данные, подтверждающие, продукция определенная соответствует определенным требованиям технических регламентов. Также в декларацию вписываться сертификат о соответствии. Дополнительно можно указать сроки годности.
Участники рынка несут ответственность за отсутствие или фальсификацию элементов маркировки. Назначение административного либо уголовного наказания, а также выбор размера штрафа зависит от правовой формы организация и величины проступка.
Ведущие эксперты отрасли поделятся информацией о маркировке рыбпродукции на III отраслевой конференции «Рыба. Переработка. Качество, технологии, утилизация отходов», в рамках сессии «Менеджмент качества и безопасности в рыбопереработке». Мероприятие пройдет 17–18 апреля 2025 г. в Петрозаводске. Организатор мероприятия — «Сфера Конгресс».
Источник: sfera.fm